Гаврила Романович Державин
Родился 14 июля 1743 года в Казани или в одной из ближних деревушек, принадлежавших отцу. Если верить «Запискам», то первое слово, которое он произнес, когда ему исполнился всего лишь год, было: «Бог!». Державина учили ссыльный каторжник из немцев Иосиф Розе, невежественный и жестокий, затем гарнизонный «школьник» Лебедев и артиллерии штык-юнкер Полетаев… Державин был понятлив, умел с четырех лет читать по-русски и по-церковно-славянски, от Розе выучился немецкому языку, хорошо рисовал, неплохо чертил.
Отец Державина, Роман Николаевич, бедный дворянин, вынужденный служить офицером невысокого чина, пытался определить сына в высшее дворянское учебное заведение — Петербургский шляхетный корпус, но не хватило денег. А в 1754 году отец умер.
Мать устроила Гаврилу и его брата в Казанскую гимназию. Он и здесь учился очень хорошо и получил от тамошнего отнюдь не блестящего образования больше, чем оно могло дать: директор гимназии Веревкин заметил способного студента и взял его в экспедицию по раскопкам и описанию развалин древнего города Болгары с целью «сыскать там каких только можно древностей». План и виды ханского дворца, каланчи с подземными ходами, списки с надписей гробниц, археологические находки… — все это нужно было вычертить, нарисовать и описать.
Может быть, такая интересная работа и стала первым литературным трудом будущего автора «Фелицы».
Но кончить гимназию не пришлось: Державина призвали на военную службу. И не офицером, как принято среди дворян, а простым рядовым. Державин служил в Преображенском гвардейском полку.
Приходилось выполнять всякую работу вместе с обычными солдатами, жить в казарме, писать за малограмотных сослуживцев письма домой особым языком, на солдатский манер. Первые его стихи, сатирические куплеты, сочиненные без всяких правил, имели успех, их еще долго распевали в гвардейских полках.
Спустя десять лето после начала солдатской службы, уже получив первый офицерский чин, Державин осуществляет решительный поворот в своей карьере: по своему желанию участвует в подавлении пугачевского восстания. Потом служба в сенате, назначение губернатором в Петрозаводск, переход на губернаторство в Тамбов, после небольшой вынужденной передышки назначение личным секретарем Екатерины II, затем, уже при Павле, самые разные должности в сенате и Совете при высочайшем дворе, наконец, при Александре I, Державин — министр юстиции. И вдруг в 1803 году, опять-таки по своему желанию, уходит в отставку… К тому времени поэт уже твердо знал, что слово — главное его дело.
Сочинение стихов помогало Державину часто.
Порою и мешало… Так, из-за сатирических куплетов,. видимо, задевавших самолюбие начальства, имя юного гвардейца несколько раз вычеркивали из списков представленных к офицерскому званию. Позднее, когда Екатерина прочла в рукописи стихотворение «Властителям и судиям», Державина могли ожидать большие неприятности по обвинению в том, что он пишет «якобинские стихи».
Да и первую прославившую его оду «Фелица» друзья не советовали автору не то что печатать, а даже показывать кому-либо. Но Екатерина, прочитав оду и «узнав» в Фелице себя, наградила Державина подарком — осыпанной бриллиантами табакеркой с червонцами. Ода была напечатана, а Державин стал знаменит.
Чтобы понять Державина, поэта и человека, нужно без конца перечитывать его оду «Бог».
Он писал ее с 1780 по 1784 год. К тому времени он был уже известным поэтом, автором таких шедевров, как «На смерть князя Мещерского», «На рождение в Севере порфирородного отрока», «Ключ», «Кружка», «Фелица». Прожитая жизнь и многолетний опыт творчества послужили ему достаточной опорой для создания своей лучшей религиозной и философской оды, которая стала и его поэтическим манифестом.
Затем Державин пишет такие замечательные стихи как «На смерть князя Мещерского» , «К первому соседу» , «Водопад» , «Венец бессмертия» и его продолжение — «Русские девушки» . Оглядываясь на свое творчество, Державин написал «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде» . В 1812 году Державин создал стихотворную сказку «Царь-девица», целиком построенную на образах русского фольклора.
Уйдя в отставку, Державин принимается за новые, итоговые издания своих сочинений , диктует к ним подробные «Объяснения» , спешит закончить автобиографические «Записки», тоже являющиеся как бы комментарием, без которого трудно понять характер Державина-человека, почти полностью завершает «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде», где излагает не только свою теорию, но и историю мировой лирики.
Находит в ней место и для себя, в сущности, объясняет читателю свой творческий метод и стиль. Державин теперь не царев служащий, а независимый поэт, и он делает все, чтобы читатели и другие писатели его знали и понимали. За Державина в начале века шла борьба.
Порою он сам подавал этому повод. В 1811 году в петербургском доме поэта на Фонтанке собралось на свое первое заседание общество патриотов-консерваторов в политике и литературе, возглавленное адмиралом Шишковым, — «Беседа любителей российского слова», отстаивавшее неоклассицизм. Как член «Беседы» Державин обсуждал на заседаниях этого общества свои поэтические и теоретические труды, прежде всего «Рассуждение о лирической поэзии».
«Беседчики» считали Державина своим, но он разошелся с ними по многим вопросам, а «Рассуждение» так и не было до конца напечатано. Державин внимательно присматривался к сентиментально-романтическому направлению в литературе начала века. С Карамзиным он всегда оставался в дружеских отношениях. В. А.
Жуковскому в одном из четверостиший даже хотел завещать свою «ветху лиру». Всем известно, как он оценил стихи отрока А. Пушкина на царскосельском экзамене в 1815 году. И все же значение Державина в поэзии начала века долго не было понято.
А между тем его литературная позиция выражена в лучших стихах последних лет. Кроме «Анакреонтических песен», именно в 1800 — 1810-е годы явились такие шедевры, как «Снегирь», «Лебедь», «Аристипова баня», «Царь-девица» и последнее знаменитое восьмистишие-акростих, записанное автором за несколько дней до смерти на грифельной доске, — «Река времен». Также поэт написал идиллию «Евгению.
Жизнь Званская» .
Она, без сомнения, одно из самых лучших, если не лучшее создание Державина — его «золотое завещание» «золотому веку» нашей литературы. Слава его в это время была велика. В журналах начала века иногда попадаются гравюры с изображением Званки, имения Державина на берегу Волхова, где он проводил летние месяцы, где и умер в ночь с 20 на 21 июля 1816 года.
Гаврила Романович Державин