Гений Пушкина перерос его время
Многие из современников продолжали смотреть на Пушкина как на романтического поэта и требовали от него произведений в духе «Кавказского пленника». Простота пушкинского стиля, изображение обыденной, «низкой» действительности казались им падением таланта поэта. Критики вроде Н. А. Полевого («Московский телеграф») и Н. И. Надеждина («Вестник Европы») не понимали, что именно Пушкин создавал новую, подлинно национальную русскую литературу, выводил ее на дорогу реализма. Разлад Пушкина с критикой правильно объяснил Гоголь: «Ни один поэт в России не имел такой завидной участи, как Пушкин: ничья слава не распространялась так быстро». Но когда в своих последних поэмах «…он погрузился в сердце России, в ее обыкновенные равнины, предался глубже исследованию жизни и нравов своих соотечественников и захотел быть вполне национальным поэтом…», эти поэмы были холодно встречены толпой его былых почитателей.
Гений Пушкина перерос его время. Поэт был раздражен несправедливостью, мелочностью и придирчивостью большинства своих критиков, не понимавших задач развития русской литературы. Он не мог следовать за их отсталыми эстетическими воззрениями. Пушкин не желал также идти навстречу требованиям света, видевшего в литературе средство для нравоучений в духе верноподданнической морали.
В стихотворениях «Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, черни, понимая под этими словами светскую чернь, людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Призыв к поэту идти дорогою свободной вовсе не означал, что Пушкин выступал проповедником «искусства для искусства». По свидетельству Мицкевича, близкого к поэту именно в эту пору, Пушкин «презирал авторов, пишущих бесцельно, он не любил философского скептицизма и аристократического равнодушия, которые видел в Гете».
После смерти Пушкина дворянская эстетическая критика пыталась провозгласить поэта защитником «чистого искусства», не связанного с требованиями и нуждами общественной жизни. Попытка фальсифицировать наследие Пушкина, противопоставить его творчество критическому реализму Гоголя потерпела неудачу. Вся деятельность великого поэта, его взгляды на задачи поэзии говорят о защите Пушкиным идеи служения искусству, поэзии, жизни, обществу. Поэт призван, подобно пророку, «глаголом жечь сердца людей».
Всегда требуя от творца художественного совершенства, Пушкин, будучи сам в высшей степени взыскательным художником, считал, что истинную жизнь произведению дает мысль, идея.
Никогда не прерывалась в лирике Пушкина и гражданская тема. В стихотворении «Анчар» Пушкин снова обличает деспотизм, попирающий права человека. Страшное древо яда произрастает в «пустыне чахлой и скупой», все живое боится и сторонится его, это источник гибели, и даже капли дождя, стекая с его ветвей, становятся ядовитыми. Но царю понадобились стрелы, отравленные ядом анчара, и он посылает к нему «бедного раба», обреченного тем самым на гибель. Не колеблясь, «человека человек послал к анчару властным взглядом…», т. е. совершил бесчеловечный поступок, вызывающий гнев и возмущение поэта-гуманиста. Трудно себе представить более острое обличение власти «непобедимого владыки», и, естественно, шеф жандармов немедленно заинтересовался стихотворением Пушкина, справедливо усматривая в нем новый выпад поэта против царского самовластия и рабства.
Вскоре Пушкину раскрылся истинный смысл установленной над ним личной цензуры царя. Поэту не разрешалось не только издание новых его произведений без предварительного царского просмотра, но и чтение их, где бы то ни было. «Борис Годунов» оказался на несколько лет под запретом. За публичное чтение своей трагедии Пушкин получил выговор. Попавшее еще летом 1826 г. в руки правительства стихотворение «Андрей Шенье», в котором был усмотрен намек на расправу с декабристами, повлекло установление за поэтом секретного полицейского надзора. «За Пушкиным следят внимательно»,- успокаивал царя Бенкендорф, тщетно надеявшийся на то, что «удастся направить его перо в выгодную для правительства сторону». Летом 1828 г. над Пушкиным нависла угроза новой ссылки. Николаю I стала известна безбожная поэма «Гавриилиада». Поэту пришлось писать царю объяснительное письмо.
Тяжелые чувства и раздумья нередко овладевали Пушкиным, отражаясь в его творчестве («Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный…»). «Снова тучи надо мною собралися в тишине»,- пишет он в 1828 г. Но тут же, как бы ободряя себя, поэт призывает «непреклонность и терпенье гордой юности».
С начала 1830 г. под редакцией. А. А. Дельвига в Петербурге стала выходить «Литературная газета». Пушкин принимает в ней деятельное участие. Газета явилась органом литературных друзей поэта, ее сотрудниками были П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, Д. В. Давыдов, критик О. М. Сомов. Для «Литературной газеты» Пушкин пишет ряд критических статей и заметок, проникнутых стремлением объединить вокруг газеты передовые силы русской литературы, сблизить литературу с действительностью.
Гений Пушкина перерос его время