Герои и героини творчества Шекспира
Шекспир создал героев и героинь, наделенных чертами духовно богатой живой личности. Вместе с тем он показал характеры своих героев в развитии. Эти художественные нововведения обогатили не только искусство, но и понимание природы человека. Драматические шедевры Шекспира в значительной мере затмили его творчество как эпического и лирического поэта. А тем временем эта часть шекспировского наследия представляет большой интерес. Даже если бы Шекспир не написал ни одной комедии, трагедии или хроники, он все равно вошел бы в историю мировой литературы как талантливейший поэт английского Возрождения. Следует сделать ударение на некоторых элементах мировоззрения, эстетичной системы Шекспира, которые приближают его к Платону, неоплатоникам и ярко прослеживаются в «Сонетах».
Во-первых, это идея существования космической гармонии. Конечная цель развития человечества — в достижении этой гармонии, а высочайшая цель человеческой жизни — гармонизация собственной души, стремление к истинно прекрасному.
Во-вторых, Любовь — сила, которая упорядочивает. Вселенная, придает ей динамики. Эта сила имеет качественную иерархию, по-разному оказываясь на разных степенях эволюции Космоса. Постигать истину человек может лишь поднявшись на высшую степень познания — «intuitio intellectualis», т. е. «интеллектуальный экстаз», «интуиция ума», постижение и конструирование разумом.
В конце концов, Человек — это и Космос в метафоре, и конечная цель творения, звено, которое связывает материальные и духовные силы Вселенной. Радость жизни, прославление здорового, сильного, отважного, смелого в мыслях и намерениях человека — вот основное в первых пьесах Шекспира — комедиях: «Укрощение строптивой», «Комедия ошибок», «Сон летней ночи», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», написанных в 1593-1600 годах. В них выражена важная для эпохи Возрождения мысль: о человеке нужно судить не по одежде, не по знаниям, не по месту в обществе и богатстве, а по личными качествами. Тяжело найти в мировой драматургии пьесу такую же сказочно-веселую, ясную, волшебную, как «Сон летней ночью».
Поэтическое воображение Шекспира породило в ней фантастические, близкие к народным сказкам воображения Зернышка, Паутинки, Мотылька. Их участие в судьбе любящих приводит к счастливой развязке. Но благородным гуманистическим идеям Возрождения не суждено было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с горечью это ощущает. В его пьесах тоже выражены идеи Возрождения, но краски пьес становятся более хмурыми. Он изображает столкновение прекрасных идеалов Возрождения с суровой деятельностью. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели героев, особенно дорогих ему.
Юные Ромео и Джульетта — герои первой большой трагедии Шекспира (1594) — пламенно любят друг друга. Любовь их наталкивается на непреодолимую преграду — старинную вражду семейств. В неравном поединке с вековыми предрассудками, с кровавыми и бессмысленными законами Ромео и Джульетта гибнут. Но в их любви, которая не смирилась с предубеждением старины, заключена высокая моральная победа.
Гимн пирующей любви. Чувства, которые побеждают смерть. Трагедия большой страсти.
Именно этими словами можно передать содержание шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Она посвящена прекраснейшему и полностью земному чувству, но сила любви возвышает юных героев над уровнем повседневности. Люди любят по-разному. Шекспир отобразил высочайшую степень этого великого чувства — любовь бескрайнюю и безграничную. Он создал образец идеальной, неповторимой любви.
Герои и героини творчества Шекспира