Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького
В своих ранних произведениях Горький выступал как убежденный романтик. Его любимые герои выражали романтические идеалы любви, свободы, служения людям, преобразования мира. Герои и проблематика рассказа «Старуха Изергиль» — сугубо романтические. Его герои — надменный Ларра, жертвенный Данко и мудрая Изергиль — в той или иной степени выражают авторский идеал, авторскую позицию. Ларра — сын женщины и орла.
Увлекшись девушкой, он убивает ее только за то, что она не захотела остаться с ним. Возмущенные соплеменники наказали Ларру одиночеством и бессмертием. Поначалу герою казалось, что это не наказание, а подарок для него.
Ларра еще не понимал, как страшна его кара. Тысячи лет жил он, но не было рядом с ним никого — ни матери, ни жены, ни друга, ни родины. Герой искал смерти, но напрасно… В образе юноши Ларры Горький осудил человеческий эгоизм, самовлюбленность, гордыню.
Величайшее благо, жизнь, становится для этого героя каторгой: «Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно!» В решение проблемы свободы Горький вносит такую особенность: свобода в одиночестве — это не свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.
Герой другой легенды, юноша Данко — полная противоположность Ларры. Ради свободы своего племени он идет на великую жертву — вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить путь соплеменникам и спасти их от неминуемой гибели. Горящее сердце Данко помогло людям выбраться из гнилого болота.
Но подвиг этого человека не был по-настоящему понят соплеменниками, быстро забывшими о своем спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем. Видимо, знание о подвиге этого человека заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости. А, может быть, эта память рождала бы новых героев, стремящихся изменить мир, а «осторожные люди» боятся этого больше всего на свете. Но Данко и не ждал благодарности.
Цель его жизни, в отличие от Ларры, — существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой — романтический идеал Горького.
Между двумя противопоставленными друг другу легендами находится история жизни старухи Изергиль. Она жила, полностью отдаваясь страстям и беря от жизни все. Изергиль использовала других людей, совершала поступки только ради себя, ради своей прихоти. Это сближает героиню с Ларрой.
Но вот однажды Изергиль по-настоящему полюбила. Ради спасения жизни своего Аркадэка она сделала все возможное. И это сближает героиню с Данко. Изергиль говорит рассказчику, что нельзя жить без подвигов: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.
И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…» В этих словах, на мой взгляд, звучит точка зрения самого автора на обыденную жизнь. Мне кажется, вовсе не случайно история Изергиль находится между двумя романтическими легендами, противопоставленными друг другу. Жизнь каждого человека может стать насыщенной, интересной, полной ярких эмоций — стоит только захотеть, изменить свой взгляд на мир, побороть серость и будничность дней. Рассказ «Макар Чудра» — еще одно романтическое произведение Горького. В центре внимания находится проблема свободы.
В качестве своих героев писатель выбирает цыган — вольный, свободолюбивый и мудрый народ. Главные герои рассказа — Лойко Зобар и его возлюбленная Рада. Это выдающиеся люди: Лойко — один из самых сильных, ловких и смелых в своем племени, Рада — ослепительная красавица, гордость своей семьи. Эти герои любят друг друга, но больше всего они любят и ценят свободу не только как самостоятельность, но и как способ сохранить собственное достоинство. Недаром Рада требует от Лойко, чтобы тот на глазах у всего табора встал перед ней на колени.
Но Лойко, несмотря на страсть к Раде, не может этого сделать. Поэтому он выбирает единственный, по его мнению, выход — убивает Раду на глазах у всего табора. Но и сам герой погибает от ножа отца девушки. Герои и проблематика «Песни о Соколе» освещает другой аспект человеческой жизни — социально-политический. В образе двух антиподов — Сокола и Ужа — писатель изображает романтического борца за свободу, народное счастье и приземленного, ограниченного обывателя, чьи интересы не выходят дальше собственного жилища.
Сокол — храбрый воин, которого ведут в бой собственные представления и убеждения — свобода личности, благо своего народа, яркость жизни. Ради этих идеалов Сокол легко идет на смерть. Автор полностью его поддерживает в этом: «Безумству храбрых поем мы песню!» Для Ужа все это — непонятные слова.
Ему хорошо в своей темной и сырой норе, без света и свежего воздуха. Своей ограниченностью и тупостью он способствует смерти Сокола, а сам так и не понимает преимуществ его образа жизни и мысли перед своими: «Рожденный ползать — летать не может!» Романтические произведения Горького ярки и самобытны. В них воплощены идеалы самого автора: свобода, гордость, смелость, жизнь ради других, нравственная чистота.
Можно сказать, что эти понятия станут ключевыми для всего творчества писателя, воплощаясь в его произведениях с помощью разных средств и приемов.
Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького