Герои и сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана»
Над балладой «Светлана» Жуковский работал четыре года — с 1808 по 1812 год. Она посвящена Александре Александровне Воейковой и была свадебным подарком ей. Главная героиня — «милая Светлана» — рисуется в окружении таких же «милых» девушек. Все, что связано с ними, вызывает ласковое отношение поэта: «башмачок», «песенки», «локоток», «крещенский вечерок», «подружки», «подруженьки». Жуковский воспроизводит привлекательный девичий мир, в котором значимы и башмачок, и «серьги изумрудны», и перстень золотой, а особенно — зеркало.
Но эта внешняя сторона жизни не так важна в балладе, как внутренняя. Это грусть о женихе, мечты, гадание, сны, внутренний трепет, разговор со своим «вещим сердцем» о будущем: Что сулишь душе моей, Радость или кручину? Жуковский использует древнее поверье о гадании крестьянских девушек перед Крещеньем. В начале баллады идет перечисление различных гаданий, сопровождаемых подблюдными песнями. Это и бросание башмачка за ворота, и «прополка» снега, и подслушивание чужих разговоров под окном, и кормление курицы зерном, и литье воска, и многое другое.
Все эти гадания имеют одну цель — узнать свое будущее. А какое будущее нужно незамужней девушке? Конечно, узнать, каков будет ее суженый. Первые две строфы баллады тесно связаны с миром фольклора, и это придает ей народный характер.
Кроме этого, в балладе содержатся народные предания о злых мертвецах и мотивы русских народных сказок. Но, следует отметить, что эта народность носит условный характер. Главный замысел автора — не показать особенность народной жизни, а передать гамму чувств, настроений, переживаний главной героини. Жуковский стремится постичь психологию души Светланы. В целом, построение баллады помогает нам проследить изменчивость настроений героини.
Как мир баллады динамичен, так и душевный мир девушки подвижен и полон колебаний. Светлана то отказывается от крещенских игр, то соглашается принять участие в гадании. Он и боится, и надеется получить долгожданную весть о суженом, и во сне ее одолевают те же чувства. Стремительная скачка на коне с приснившимся женихом: Сели… кони с места враз; Пышут дым ноздрями; От копыт их поднялась Вьюга над санями…
Все чувства главной героини обострены. Это радость, ожидание, грусть, страх. Сердце Светланы отзывается на любые события.
Ей кажется, что является ее жених, увозит ее с собой, они оказываются в заброшенной хижине. Здесь все загадочное начинает приобретать трагический характер. Жених исчезает, Светлана видит в хижине гроб, из которого поднимается мертвец: Вдруг… в устах сомкнутых стон; Силится раздвинуть он Руки охладелы… Что же девица?
Дрожит… Гибель близко… Неожиданно появляется белый голубок, который защищает девицу. Все ужасы пропадают с неожиданным пробуждением героини. Все оказывается сном, а в реальности: Чу!
В дали пустой гремит Колокольчик звонкий; На дороге снежный прах; Мчат, как будто на крылах, Санки кони рысью; Ближе; вот уж у ворот; Статный гость к крыльцу идет… Кто?.. Жених Светланы. Счастье оказывается возможным.
Страшная фантастика разрешается в шутке, в легкой улыбке поэта. Это единственная баллада Жуковского, которая лишена трагизма. Теперь провидение не принимает таинственно-мрачной окраски: девушка пытается проникнуть в будущее, увидеть свой жребий.
Она ожидает жениха целый год «молчалива и грустна», но душа ее ясна, согрета добрым чувством, верой в завтрашний день. Страшная картина могильного «венчания» оказалась обманчивым сном. Реальная действительность в «Светлане» прекрасна — это возвращение долгожданного жениха. Вся баллада выдержана в белом цвете, который побеждает страшную темноту ночи.
От строфы к строфе переходит образ снега. Он подкрепляется образами белого платка, белой скатерти, белоснежного голубка. Белый цвет ассоциируется именем героини: Светлана — «светлая».
Белый цвет — символ чистоты и непорочности. Второй цвет в балладе — темный . Кроме этого, это произведение наполнено «огоньками»: огонек свечи, свет в церкви, огонек в огне избушки.
Итак, белый снег, темная ночь и яркие точки огоньков свечей — это своеобразный фон в балладе «Светлана». Очарование данного произведения — в образе юной, влюбленной девушки. Ее страхи рассеялись, она ни в чем не виновна.
Но поэт предупреждает, что лишь в смирении и покорности судьбе возможно счастье. Смирись и покорствуй провидению! Вера в провидение оборачивается верой в жизнь: Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробуждение.
Герои и сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана»