Героические морские походы запорожского казачества
В ряде своих произведений Шевченко воспел героическое прошлое украинского народа. Внимание поэта привлекли те события прошлого, в которых показана борьба народа против захватчиков и угнетателей за свою свободу и независимость. Мотив освободительной борьбы является основным в таких произведениях как «Иван Подкова» (1839), «Тарасова ночь» (1939), «Гайдамаки» (1841), «Гамалия» (1842). «Иван Подкова» и «Гамалия» изображают героические морские походы запорожского казачества против турецких захватчиков. В частности в поэме «Гамалия» показан атаман. Эта фигура создана поэтическим воображением автора, история не знала морского похода запорожских казаков под предводительством Гамалии.
Однако поэму «Гамалия» следует трактовать как произведение на историческую тему. В ней дается обобщенное изображение исторических событий, которых немало было в прошлом. Поход запорожцев воспет как героический патриотический подвиг. Эта поэма была создана осенью 1842 года во время морского путешествия Шевченко в Ревель. Одно из лучших романтических произведений поэта, посвященных исторической теме, — борьбе украинского народа против турецко-татарской агрессии в XVI-XVII веках. В поэме «Гамалия» Шевченко изобразил не только выступление в поход, но и весь поход от начала до победного конца. В начале поэмы изображены казаки-пленники, заточенные турками в склеп в пригороде Стамбула — Скутари. Пленники страдают во вражеском плену, тоскуют по родному краю, страстно верят, что запорожцы освободят или отомстят за них. Докатилась их «печальная речь» до Сечи, и запорожцы под руководством атамана Гамалии направляются в освободительный поход — «братьев освобождать». Нападение запорожцев-освободителей на Скутари неожиданное, внезапное. Гамалия «сам норы разбивает, кандалы ломает». Запорожцы освобождают пленников. Ревет пушками Скутари. Ревут, свирепствуют враги.
Бой изображается как «казацкая плата» за предыдущие турецкие нападения на Украину, за разграбления и неволю людей, как «пир казачий», «праздник немалый» — праздник победы, освобождения невольников, казаков-пленников. Основная идейная основа-идея справедливой освободительной войны запорожцев против султанской Турции, за свободу отчизны. Воинов-запорожцев и их предводителя изображено в романтически-героическом плане. Они выступают как конденсированное воплощение одной стороны характера — витязи, храбрецы нечеловеческой силы. У них лишь одна страсть — дело защиты отечества, высокое, неисчерпаемое чувство боевой мести. По выражению И. Франко, поэма «Гамалия» является «как звонкий выкрик казацкого геройства, отваги и энергии».
В поэмах «Тарасова ночь» и «Гайдамаки» изображены разные моменты освободительной борьбы украинского народа против польской шляхты. Поэма «Гайдамаки» написана и напечатана впервые отдельной книгой в 1841 году. Посвятил ее Шевченко В. И. Григоровичу, секретарю Академии художеств, одному из участников выкупа поэта из крепостничества.
Поэма изображает картину крестьянского восстания 1768 года, известного в истории под названием «Колиивщина». Угнетения, которым подвергалось украинское крестьянство в шляхетской Польше, не один раз вызывало взрывы восстаний. В XVIII веке на Правобережье волны восстаний катились одна за другой. Повстанцы, основная масса которых состояла из крестьян, называли гайдамаками. Наибольшей силы и размаха получило восстание 1768 года. Во главе восстания стоял запорожец Максим Железняк. Когда гайдамаки подошли к Умани, к ним присоединился уманский сотник Иван Гонта со своими казаками. (Гонта и казаки, которыми он командовал, были на службе у магната Потоцкого). Гайдамаки захватили Умань, однако вскоре восстание было подавлено и участники его получили тяжелые наказания. Максима Железняка заклеймили и сослали на каторгу в Сибирь. А с Гонтой расправилась польская шляхта. Пытали Гонту три дня, снимали ремни кожи, затем четвертовали и отдельные части тела поприбивали на перекрестных дорогах. Не менее жестокой была расправа и над другими гайдамаками: только в Кодне погибло их в ужасных муках около 3000. Остальных развозили по городам и местечкам Украины группами по 5-7 мужчин и казнили для устрашения местного населения. В «Гайдамаках» отражена рыцарская доблесть украинцев, неудержимый взлет национально-освободительного движения по защите угнетенных крестьян, против произвола шляхты и корчмарей. Автор показал также силу и трудолюбие нашего народа, его свободолюбие и моральную красоту. В поэме изображены верность и предательство, сильные и слабые стороны крестьянского движения. Ведущая идея поэмы — возвеличивание национально-освободительного движения Украины и его героев — рыцарей Колиивщины. Гнев народа, его стремление к свободной жизни Шевченко считает священным, а произвол резко осуждает. Автор воспел ум и силу, свободолюбие и трудолюбие, другие высокие моральные качества нашего народа. Этим произведением Великий Кобзарь выразил твердую уверенность в бессмертии украинского народа, в его лучшем будущем, а также призвал славянские народы, в частности польский и украинский, к объединению.
От «Гайдамаков» берет начало также идея народной революции: именно здесь впервые провозглашен призыв к бою против самодержавия. На рассмотрение вдумчивых читателей поэт-демократ представил XVIII век, когда «шумела Украина» и XIX век, когда внуки гайдамаков «панам жито сеют». Волновал поэта вопрос: «Что будет с нашими сыновьями?», то есть, каково будущее украинского народа. Этот вопрос не риторический, а остро злободневный. Ради этого, собственно, и написана поэма. По замыслу автора и читатель, который задумался над этим вопросом, неизбежно должен был прийти к выводу: надо учиться у гайдамаков свободолюбию, человеческому и национальному достоинству, непокоренности перед царскими прислужниками — и украинцы получат желанную свободу.
Героические морские походы запорожского казачества