Героико-фантастическая сказка «Красный Иванко и заклятый город». Героическое и фантастическое в сказке
Цель: углубить знание учеников о героико-фантастических сказках; учить учеников оценивать поступки сказочных героев; совершенствовать навыки выразительного чтения сказки; воспитывать черты мужества и готовность к самопожертвованию.
Оборудование: Иллюстрации к сказкам из серии «В мире сказки»; сборники сказок.
Тип урока: Проблемно-поисковый.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний учеников.
1. Послушайте начало пословиц, вспомните концовки, выяснить к какой сказке их можно отнести.
Мудрым не родился, а… (Научился) («Мудрая девушка»). Не богатство красит человека, а… (Ум) («Мудрая девушка»). Щедрый тот, кто дает… (Тем кто не просит) («О правде и несправедливости»). Неправдой мир перейдешь, а… (Назад не возвратишь) («О правде и несправедливости»). Сказка учит, как… (На свете жить) (Ко всем сказкам).
2. Какие сказки мы выучили. К каким видам они принадлежат?
«О правде и несправедливости», «Мудрая девушка» — бытовые сказки. «О жар-птице и волке» — фантастическая сказка.
II. Подготовка учеников к восприятию нового материала.
Учитель. Дети, по вашему мнению, к какому виду принадлежат сказки, героями которых являются люди с чрезвычайной силой, которые горячо защищают интересы народа, гневно наказывают врагов, вступают в поединок со злом и враньем, в таких сказках описаны необыкновенные приключения, которые обязательно связаны с чарами и удивительными преобразованиями?
Ученики. Это волшебные или фантастические сказки.
Учитель. Правильно. Но их еще называют героико-фантастическими сказками.
III. Объявление Темы, Цели И Задач Урока.
Мотивация учебной деятельности учеников.
Учитель. Сегодня мы погрузимся в мир еще одной волшебной сказки «Красный Иванко и заклятый город».
Наша задача: выяснить, к какому виду сказок она принадлежит, а сделать мы это сможем тогда, когда попадем в мир сказки, что поможет нам лучше понять и познать глубокое исторические и духовные корни нашей украинской культуры. Недаром говорят: кто не знает своего прошлого, тот не достойный будущего. Так как герои сказок — это воплощение мечты народа о защитниках земли украинской, борцов со злом, носителей наилучших черт украинцев.
IV. Работа со сказкой «Красный Иванко и заклятый город».
1. Работа над заголовком и идейным содержанием сказки.
1) Почему сказка имеет такое название?
2) Что вас более всего поразило в сказке?
3) Что символизируют в сказке черти? (Зло, черные силы).
4) А что символизирует в сказке Красный Иванко? (Добро, справедливость, мужественного защитника).
5) Какая же основная тема сказки? О чем в ней рассказывается? (Как Красный Иванко боролся с чертями (злом) и победил их благодаря своему мужеству).
6) Какая же идея сказки? Что она утверждает? (Борьба добра и зла. Победу добра над злом).
2. Словарная работа.
Давайте объясним значение некоторых слов и выражений, которые встречаются в тексте. (Слова записаны на сигнальных карточках, ученики их читают поочередно).
1) Сам нечистый — черт, колдун;
2) щезлики — чертята;
3) файный — красивый, наилучший;
4) предположение — мысль;
5) дед-всеот — знахарь, мудрец, ворожбит;
6) мальчик-горемыка — сильный, которого нельзя побороть;
7) красиво просить — кротко просить;
8) парень — юноша, мальчик, парень.
3. Работа над образными средствами сказки.
1) Объяснить значение выражений — фразеологизмов.
Рос как из воды — очень быстро.
Зарубил себе на носу — запомнил.
Молчал как рыба — не проронил ни слова. Вскипеть злым гневом — очень рассердиться.
2) Объяснить диалектное слово.
Пусть — пусть, если.
4. Выборочное чтение. Анализ содержания сказки.
1) Почему женщина согласилась на соглашение с незнакомцем? Как вы объясните ее поступок?
2) Какой была ее реакция, когда она узнала, что продала свое еще не родившееся дитя? Зачитайте отрывок из сказки.
3) Расскажите, как жила мать с сыном.
4) Почему же она часто плакала? Могла ли она помочь своему горю?
5) Как ее успокаивал Иванко? Прочитайте эпизод из текста сказки.
5. Характеристика Иванко — главного героя сказки.
1) Устное рисование. (Ученики рассказывают, каким они представляют мальчика, а потом — взрослого юношу).
2) Как Иванко относился к обучению? Помогло ли это ему в дальнейшей жизни?
3) А какой поступок Иванко подчеркивает его нежную любовь к своей маме?
4) А как вы относитесь к своим родителям? Жалеете ли вы их? Помогаете ли им?
5) Какими чертами характера наделен Иванко? (Победит тот ученик, который назовет больше черт). (Нежный, кроткий, добрый, сообразительный, мужественный, храбрый, терпеливый, здравомыслящий…).
6) Посудите, каких черт характера главного героя не хватает у вас? Какие бы из них вы хотели бы воспитаться в себе?
7) Что помогло мальчику преодолеть трудности?
6. Работа в группах.
Обсудить, как вел себя Иванко, что им руководило в борьбе с черными силами:
Первая группа — в первую ночь (терпел тяжелые издевательства и мучения, им руководило желание спасать себя и мать);
Вторая группа — в другую ночь (терпел тяжелые издевательства и мучения, им руководило желание спасать себя, мать и девушку);
Третья группа — в третью ночь (терпел тяжелые издевательства и мучения, им руководило желание спасать себя, мать, девушку и город).
Докладчики от групп в роли Иванко высказывают свои мысли.
7. Как заканчивается сказка? (Зачитать, прокомментировать).
V. Обобщение изученного материала и итог урока.
Какой вид сказки мы рассматривали на уроке? (Героико-фантастическую). Почему вы так считаете? (Так как главный герой сказки, Иванко, в борьбе со злыми силами осуществляет героический подвиг во имя людей, справедливости). Чему учит нас эта сказка? (Ученики зачитывают свои произведения-раздумья, которые они готовили дома, и высказывают свои мысли).
Учитель обобщает содержание, итог урока, мотивирует и оценивает учебную деятельность на уроке.
VI. ДОмашняя задача.
Подготовиться к конкурсу на лучшего рассказчика сказки.
Героико-фантастическая сказка «Красный Иванко и заклятый город». Героическое и фантастическое в сказке