Герой трагедии Шекспира «Тит Андроник»
Тит Андроник в отличие от героев других «римских трагедий» Шекспира, не имеет прямого исторического прототипа. Скорее всего драматург взял это имя из исторических хроник Восточной Римской империи. Имя Андроник носили несколько византийских императоров. В 533 г. константинопольский император Юстиниан начал войну с готами за Рим.
Войну успешно вел полководец Велизарий, который затем был отозван, а на его место был назначен Narses , который окончательно разбил Тотиллу в 552 г. . Оба полководца были жестоко наказаны неблагодарными императорами, подобно шекспировскому персонажу.
Тит Андроник вошел в историю литературы как герой самой ранней и самой неудачной из всех драм Шекспира. До сих пор многие шекспироведы оспаривают принадлежность этой пьесы перу драматурга, считая, что даже незрелость молодого Шекспира не может объяснить такое нагромождение ужасов , «дурной вкус» и «примитивную фантазию». Т. С. Элиот охарактеризовал «Т.
А.» как «одну из глупейших и наименее вдохновенных пьес, которые когда-либо были написаны».
Тит Андроник у Шекспира символизирует собой распадающийся и гибнущий Рим «железного века», в котором сплелись невообразимая жестокость, неблагодарность, коварство и месть. Тит Андроник носитель патриотического начала. Его жизненный идеал — служение Риму, которому он принес в жертву все свои силы и кровь многочисленных сыновей.
Он желает гражданского мира и потому отказывается от власти в пользу Сатурнина. Но патриархальным добродетелям Т. А. противостоит честолюбие Сатурнина, мстительность королевы готов Таморы и приверженность «злу ради зла» мавра Арона.
В образе Т. А. Шекспир применяет характерный для его дальнейшего творчества прием, когда герой впадает в состояние «сумасшествия-прозрения» . Во второй сцене третьего акта почти обезумевший от свалившихся на него несчастий, Т. А. укоряет своего брата Марка за убийство мухи. Однако прозрение Т. А. вытесняет новый прилив жажды мести, в круговерти которой гибнет он сам и его враги, а Рим захватывают готы, предводительствуемые младшим сыном Т. А. Люцием.
Современные критики «метадраматического» направления склонны считать многочисленные ужасы, нарисованные Шекспиром в этой пьесе, своего рода аллегориями, символизирующими протест молодого драматурга против традиции «кровавой трагедии», основанной Марло и Кидом. Некоторые исследователи усматривают в Т. А. «зародышевый» образ для всего творчества Шекспира. В нем прослеживаются мотивационные, сюжетные и композиционные черты Лира, Кориалана, Тимона Афинского, Гамлета и даже Макбета.
Герой трагедии Шекспира «Тит Андроник»