«Главное — плыть куда хочешь»
В методике преподавания литературы в среднем звене школы существуют, как известно, различные способы повышения читательского интереса учеников к изучаемым произведениям: чтение по ролям, составление киносценария, словесное рисование, иллюстрирование понравившихся эпизодов и т. д. Однако на уроке, посвященном повести Юрия Коваля «Самая легкая лодка в мире», мы не станем выдумывать различные методические «завлекалки», а попробуем сосредоточиться на особенном стиле писателя, обращая внимание учащихся на великолепный язык и особый юмор, присущий его произведениям.
Проза Юрия Коваля — это всегда праздник. Праздничную атмосферу попытаемся создать на уроке, который начнем с того, что послушаем песню Юлия Кима «Фантастика-романтика». Мироощущение двух этих авторов, друзей, окончивших один и тот же факультет, очень схоже, а рефрен песни: «И все ж, друзья, не поминайте лихом — подымаю паруса» — можно считать основным жизненным кредо героя повести «Самая легкая лодка в мире».
Слово учителя о писателе должно быть коротким. Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 года в Москве. В 1960 году окончил Московский педагогический институт, историко-филологический факультет. В студенческие годы выступал вместе с Юлием Кимом как автор-исполнитель собственных песен.
После окончания института учительствовал в сельской школе в Татарии, придумывая для своих учеников забавные тексты рассказов-диктантов. В 1966 году было опубликовано первое произведение Коваля — «Сказка о том, как строился Дом». Позднее, в 70-е годы, появились в печати «Приключения Васи Куролесова», «Кепка с карасями», «Недопесок Наполеон Третий», в 1984 году — «Самая легкая лодка в мире».
Уже после смерти писателя вышел в свет Роман «Суер-Выер», удостоенный год спустя литературной премии «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов.
Кто же он, Юрий Коваль, автор «самой легкой прозы двадцатого столетия»? Писатель и поэт, Художник и певец, мечтатель и романтик. Посмотрим, как воплощаются в повести «Самая легкая лодка в мире» все эти «ипостаси» Коваля.
— Интересно ли вам было читать повесть «Самая легкая лодка в мире»? Что особенно запомнилось?
Прежде всего в произведении поражает то, что автор, взрослый человек, так и остался в душе ребенком. Он верит в мечту, верит в чудо, и чудеса действительно происходят. Именно мечта, сказка, а также юмор делают произведение Коваля интересным не только для детей, но и для взрослых.
Кто-то сказал, что прозу Коваля можно читать в любом возрасте — от 9 до 90 лет. А известный русский поэт Арсений Тарковский сформулировал то, о чем мы только что говорили: «»Самая легкая лодка в мире» — вещь необычного жанра. В ней есть мечта, в ней есть сказка.
А сказка, которая живет в нас с детства, никогда не умирает».
— Повесть делится на две части. Как бы вы их озаглавили?
Часть первая — «Подготовка к путешествию», вторая — «Путешествие». Или так: первая часть — «Мечта», вторая — «Сказка».
— Что вы можете сказать о герое произведения — рассказчике?
Это весьма примечательный человек. С детства он мечтает стать «морским волком», ему нужен «выход к морю». Он даже мыслит «морскими категориями»:
«Половник, на котором впору было отправиться в плавание…»
«В голове моей все переплелось, связалось морским узлом…»
«Звук из граммофонной трубы — как из морской раковины…»
В детстве мечтавший иметь «тельняшку и зуб золотой», теперь герой мечтает о самой легкой лодке в мире: «Самая легкая лодка в мире, еще даже и не построенная, уже приводила меня в удивительные бухты и заливы» . Только очень сильное желание, верность этой самой мечте помогают герою найти в заснеженной Москве необычный материал, подходящий для строительства такой лодки, — бамбук.
— Как же мечта героя воплощается в жизнь?
Сначала бамбук доставали из арбатского подвала , затем герой повести вместе со своим приятелем художником Орловым пустились в «плавание» по зимней Москве — нужно было перетащить бамбук в мастерскую Орлова, потом некий писатель-путешественник отвез героев в подмосковный город Каширу к Мастеру, согласившемуся построить лодку.
И вот, после месяца томительных ожиданий, лодка была готова:
«Я глядел на свою лодку — самую первую в жизни и самую легкую в мире, — и сердце мое плыло и качалось. Тонкая, изогнутая, остроголовая и длиннохвостая, в серебряном платье, она лежала поперек комнаты на помертвевшем ковре и, как стрелка компаса, рассекала комнату пополам, прорезала стены, чтоб вылететь из Каширы к берегу, к ветру, к воде…
Мастер заглянул мне в глаза и сказал вполголоса:
— Забирайте свою невесту».
— Каких людей, каких героев рисует нам автор?
Художественный мир Юрия Коваля — мир совершенно особый. Героя окружают разные люди, часто у них, кроме основной Профессии, есть еще какое-то «амплуа»: не просто писатель, а писатель-путешественник, он же охотник, у которого дом наполнен охотничьими трофеями — шкурами разных зверей; не просто фотограф, а капитан-фотограф, есть еще милиционер-художник и милиционер-нехудожник — каждое приложение, как правило, выражает сущность человека. А есть еще замечательная девушка Клара Курбе, каким-то особым зрением способная увидеть то, что происходит в головах людей, составляющих скульптурную группу художника Орлова «Люди в шляпах»: «борьба неба и земли», «борьба огня с водой» и даже «борьба борьбы с борьбой».
Исключение из этих, в общем-то симпатичных людей составляет лишь квартирный хозяин героя, «опасный человек» Петрович, похожий на старый гардероб — такой же массивный и тяжелый в своей неспособности к мечте, человек, который может «запросто растоптать бамбук, а то и продать соседу».
У главного героя произведения особое отношение к людям. В его сердце нет места зависти или злости, он не способен на грубость, уважительно относится к окружающим, к любому собеседнику — будь то капитан-фотограф, или славный мастер из Каширы, или мальчик Пашка.
— Почему, на ваш взгляд, герой делит своих знакомых на «художников» и «нехудожников»? Что означает такое деление?
«Художники» и «нехудожники» — это воплощение разных взглядов на мир: есть, например, взгляд Юрия Коваля или его героя — мечтателя и романтика, а есть взгляд обывателя Петровича, не способного подняться над прозой жизни, помечтать, совершить какое-то безумство, озабоченного лишь наличием в холодильнике колбасы и соблюдением предписанного порядка.
По воспоминаниям писательницы Татьяны Бек, Юрий Коваль утверждал: «Лучшими людьми, которых я встречал, были, конечно, художники… Иисус говорил, праведники — соль земли. Я, конечно, не смею поправлять Матфея, великого автора великого произведения, но так от себя бы добавил: художники и праведники — это соль земли».
Семиклассники отмечают, что герой повести тоже когда-то был художником и даже основал новое течение в искусстве: «Как некогда великие французы потрясли мир «кубизмом», так и я у Петровича на Крестьянской заставе готовил живописную бомбу. «Шаризм» — это было мое личное открытие, никто в мире не писал «шарами», только лишь я, один». У «шаризма», однако, не нашлось ни последователей, ни меценатов, и «шаролюбивая» кисть заглохла в руках художника. Но он не утратил творческого, образного восприятия мира: так, например, новая лодка для него — это живое существо , хотя «невесту» пока приходится в разобранном виде прятать под кровать от всевидящего ока Петровича.
Это ранит чувствительную душу героя, так же как и то, что испытание лодки они с Орловым вынуждены производить в грязной весенней воде реки Яузы.
У самой легкой лодки в мире должно быть самое легкое название. После долгих мучительных поисков и оно найдено — великолепное, простое, милое и веселое название — «Одуванчик».
— А как вы думаете, почему Орлов, с которым герою хотелось быть «двумя капитанами», внезапно отказывается плыть?
В отличие от рассказчика, Орлов — «легковоспламеняемый», увлекающийся человек: была у него болезнь «бамбуковая», наступила «керосиновая» , он просто излечился от «морской» болезни.
А может быть, в Орлове заговорила своеобразная детская обида — ведь идея «самой легкой лодки» принадлежит не ему.
Но так или иначе предстоит плавание, и вместо друга-художника с героем отправляется профессионал-фотограф Глазков, который общим голосованием выбран капитаном «Одуванчика». Мечта становится реальностью… Или Сказкой?
— Во второй части повести, которую многие из вас так и озаглавили, действительно начинают происходить сказочные, необъяснимые вещи. Какие?
В поезде героям вдруг является старушка-колдунья, этакая баба-яга: «колдовской нос и серые орлиные очи»; она пугает путешественников мало понятным, но все же жутковатым пророчеством — «берегитесь волны, которую распространяют лысые и усатые… один из вас домой не вернется».
Затем, когда герои уже выплыли «из Коровьего залива на Большую воду», происходит встреча с монтером-всадником Натолием, и страшные предсказания продолжаются : «В черную чарусью попадете — и засосет… Там, в макарках, чарусьи есть. Ямы черны, бездонны, засасывающи».
Московским жителям непонятны такие слова, но от всех этих «чарусенышей» веет какой-то жутью, а Натолий на беду оказывается и лысым, и усатым — бесом, у которого есть и «бесенок» — шестилетний сынок Пашка, добивающий туристов рассказом о трехголовом чудище Папашке, живущем в озере Илистом.
И вот уже воображение героя настолько воспалено, что речные раки с крестами на панцирях кажутся ему то черными рыцарями, крестоносцами, то пришельцами, жителями планеты Сатурн, поедать которых — сущее злодейство: «Почти не шевелясь, выползал туман к берегу, обтекал костер, касаясь наших ног и коленей. В ночи и в тумане мы остались совсем одни перед горою пурпурных пришельцев из космоса.
— Зачем же мы их наварили-то? — спросил капитан».
— Заметили ли вы удивительное, бережное, даже трепетное отношение рассказчика к окружающей его природе? Приведите примеры из текста.
Природа в повести Коваля одушевлена, живет своей жизнью, герой боится повредить, разрушить эту красоту, трогательную в своей силе и незащищенности. «Чем дальше отплывал я от берега, тем нежней становился туман, я чувствовал это кожей лица, — нежнее, влажней, невесомей… В темноте тянулись над головой легчайшие нити, которые вели в недра тумана, к самому его сердцу… Бесформенным и рыхлым огромным комом представлялось мне сердце тумана, оно лежало на воде, посреди озера, неподвижное и густое.
«Надо хоть добраться до него, поглядеть, — думал я. — В самое сердце я вплывать не буду, рядышком, около поплаваю»».
Не зря все самые светлые и проникновенные, мудрые и добрые мысли приходят к герою именно в моменты тесного соприкосновения с природой. «Не знаю отчего, но я всегда радуюсь и волнуюсь, когда увижу созвездье Орион. Мне кажется отчего-то, что созвездье это связано с моей жизнью. Как будто даже Орион — о, небесный охотник! — наблюдает за мной, хоть и маленьким, а живым, и я ни перед кем, а только перед ним отвечаю за все, что делаю на Земле, — за себя, за свою лодку, за плаванье в сердце тумана».
Удивительные строчки! В них так много заключено: и счастье жить, и тихий восторг от гармонии природы, и осознание единства с нею, и ответственность человека за все, что в этом мире происходит.
Лиризм, присущий прозе Ю. Коваля, достигается во многом благодаря пейзажам — выразительным, запоминающимся, прямо-таки по-пушкински емким и эмоциональным: «Я увидел просторный зеленый мир вокруг — зеркала озер, поблескивающие там и сям, еловые леса за озерами и снова за лесами озера, какие-то за озерами холмы, дальние деревни на их склонах, и совсем чудесными оказались три корявых сосны неподалеку от нас».
— Обратили ли вы внимание на одну интересную деталь: ведь Глазков — профессиональный фотограф. Почему же, плавая по таким необыкновенным местам, он ничего не фотографирует?
Во-первых, у Глазкова изменился статус — теперь он уже не фотограф, а капитан. Во-вторых, у него тоже свой взгляд на мир, возможно, сформировавшийся уже благодаря необыкновенным вещам, с которыми он столкнулся во время путешествия: «Будет кадр — щелкну. А пока кадра нет, чего зря щелкать?..
Его можно ждать хоть всю жизнь… И вообще-то, зачем фотографировать? Я хоть и фотограф, но в принципе против фотографии.
Долой вообще все эти камеры. Видишь мир — так и фотографируй его глазами, щелкай ими, хлопай вовсю. Снимай кадр и отпечатывай в душе на всю жизнь».
Значит, у Глазкова тоже мироощущение художника? Ведь фотограф в большой степени Копирует действительность, а художник Отображает в своем сознании, пропускает на холст через свои глаза, сердце, ум, душу.
— С какими чудесами сталкиваются наши герои?
Рассказчик уже знал заранее: «Самая легкая лодка в мире заведет меня неведомо куда». Путешественникам посчастливилось увидеть летающую голову деда Авери, почувствовать на себе поступь воздушной ноги чудища по имени Папашка, увидеть, как исчез под водой целый остров. А тут еще неожиданное появление Орлова и Клары! Сказка сливается с реальностью, путешественники не понимают, где грань между ними. «Ум мой давно раздулся от материала, который ему пришлось вместить», — признается рассказчик.
И вот уже к героям, «нанюхавшимся болотных газов», приходят и вовсе фантастические мысли: капитан решил, что так внезапно появившиеся Орлов и Клара — это две головы «раздвоившегося» Папашки. В книге много невероятных ситуаций, доходящих до абсурда. Например, летающая рука Лехи Хоботова, имеющая способность не только бить по зубам, но и собирать ромашки.
Или шурин Шура, который признается в том, что болотное чудище Папашка — это он и есть, а потом вместе с «бригадой» — Кузей и Лехой — вяжет носок для своей запасной каменной ноги, валяющейся в крапиве.
«Ну и что ж такого? — спрашивает герой. — Для этого я и строил «Одуванчик», чтобы попасть в места необыкновенные».
— Можно еще долго говорить обо всем необыкновенном и смешном, что случается с героями повести, но пора обратиться к заключительным ее главам. Итак, почему же в финале все главные персонажи оказываются в одной лодке?
Плавая на своем «Одуванчике», герой повести постоянно вспоминал тех, кто остался на берегу: «Орлова и Петюшку, Клару и милиционера-художника и тех других людей, о которых не пишу здесь в книжке. И все они казались мне совсем неплохими и, пожалуй, самыми лучшими людьми на свете». Такова уж натура героя — всем тем, чем одаривает его судьба, он готов поделиться с другими, и это говорит о его душевной щедрости. Но и они, не отправившиеся в плавание, понимают, что упустили что-то очень важное в жизни. С запоздалым раскаянием Орлов признается: «Просто душа за тебя болела.
Лодку мы строили вместе, а поплыл ты один… Нельзя так в жизни бросать друг друга… Вместе строили — вместе надо плыть» — так своеобразно формулирует художник законы дружбы.
Что касается Клары, то она просто заявляет: «Самая легкая лодка в мире — это смысл жизни». Всех, должно быть, очень сильно привлекает ощущение легкости, то есть ощущение свободы, непременное в таком путешествии: «Главное — плыть, куда хочешь» , ни от кого не зависеть, слушать только свое сердце и свой разум, познавать неизведанное, устремляться в самые загадочные места, самые глухие уголки навстречу приключениям.
— Книги Юрия Коваля написаны настолько ярким, образным языком, что все время хочется возвращаться к его прозе. Юмор писателя основан на особой игре слов, впечатлений, использовании сравнений и развернутых метафор. Приведите наиболее запомнившиеся вам примеры.
«Восторг торчал из меня, как букет из кувшина. Орлов повытаскивал из букета все цветы и бутоны, пообрывал лепестки».
«Как огромный и мудрый брадоусый голавль, смотрел он на меня».
«Рюкзаки, похожие на зеленых свиней с карманами».
«Щека его, укушенная, почти вошла в свои берега».
А вот какими штрихами создан портрет деда Авери: «Из травы высунулась Лукоподобная головка с влажными торфяными глазками».
Подобные примеры можно приводить бесконечно, Коваля все время хочется цитировать, читать и перечитывать. Но, несмотря на необычайную «легкость», проза Коваля серьезна по своему содержанию, в том числе и философскому, хотя писатель не пытается никого наставлять или поучать — он ведет свой разговор о главном «краями», как его герой, то есть ненавязчиво, исподволь, намеками и полунамеками.
— Итак, чему же учит нас писатель Юрий Коваль ?
Юрий Коваль считал, что воспитание чувства юмора — это воспитание свободы души. Человек, наделенный чувством юмора, всегда свободен — он может воспринимать иронически не только окружающих, но и, что более важно, себя.
Писатель убеждает своих читателей в том, что нужно не враждовать, а дружить со всем, что тебя окружает, — с людьми, природой, даже вещами.
Нужно не успокаиваться, не отсиживаться «в тихой гавани», а стремиться в плавание, стремиться каждый день узнавать что-то новое.
Нужно любить свою родину, каждый уголок родной природы, будь то городская речка Яуза или незнакомое дальнее болото, относиться ко всему бережно.
Нужно уметь подниматься над суетой, нужно верить в чудеса и навсегда оставаться в душе ребенком, способным мечтать и удивляться.
— Заметим, что повесть не имеет традиционного сюжетного завершения — у нее так называемый открытый финал. Как вы думаете, почему?
Перевернута одна страница жизни, далее следует другая, героям произведения предстоит новое путешествие, уже в новом составе. Плавание на самой легкой лодке в мире не заканчивается, оно продолжается, как продолжается сама такая легкая и трудная, такая разнообразная жизнь…
В качестве Домашнего задания предложим семиклассникам написать по личным впечатлениям сочинение на одну из тем: «Самое необыкновенное путешествие», «Лес полон тайн», «Незабываемое плавание», «Пришла пора дороги дальней» и т. д.
«Главное — плыть куда хочешь»