Главные темы драматургии Генрика Ибсена
Великий норвежский драматург, прославивший Норвегию. Норвегия — одна из четырех скандинавских стран (вместе с Швецией, Финляндией и Данией). Узкая полоска земли на западном побережье Скандинавского полуострова, покрытая горами и изрезанная фьордами, глубокими морскими заливами в горах. Суровая и красивая северная земля. В древности прославлена викингами, бесстрашными мореходами и завоевателями. В 14 веке попала в зависимость от Дании, в начале 19 века она стала зависима от Швеции. И только в 1905 году Норвегия обрела полную самостоятельность.
Общая характеристика творчества Ибсена.
1. Пьесы его интересны для чтения: динамичный сюжет, интеллектуальная насыщенность, острейшая постановка реальных серьезных проблем.
2. У Ибсена было в значительной степени неклассическое мировоззрение, он бунтарь по духу, его любимые герои — одиночки, бунтари, всегда идущие против большинства, стремящиеся к самостоятельности, свободе от мнения других людей. Часто они стремятся в горы, в высоту, не к людям, а от людей (что, кстати, не характерно для русской литературы).
3. Одна из важнейших проблем, поставленных в творчестве Ибсена — проблема противоречия между нравственностью и человеколюбием. На самом деле это одно из самых важнейших противоречий христианства, а также вообще той морали, которая была свойственна европейскому обществу в 19 веке, да и сейчас.
Объясняю подробнее. В христианском учении есть две стороны.
1 сторона — нравственность — необходимость соблюдения нравственных правил, нравственная требовательность к себе, к другим. В христианстве (как и во всех религиях) те, кто нарушает правила, — грешники, которые будут наказаны, отправлены в геенну огненную. И об этом достаточно регулярно говорит Христос в Новом Завете. Вот его слова из нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось; ибо лучше для тебя, чтоб погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». (Евангелие от Матфея, глава Основанная цель исполнения заповедей и вообще основанная цель христианства — усовершенствование людей, приближение их к Богу, к идеалу, к совершенству. «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».
2 сторона — человечность, человеколюбие. Важнейшей заповедью Христа (после заповеди любви к Богу) является «возлюби ближнего своего, как самого себя» (От Матфея, гл. 22), также Христос призывал возлюбить врагов, ненавидящих вас, призывал никого не судить (не судите, да не судимы будете), всех прощать. «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный». То есть надо любить любого человека, любить человека таким, какой он есть.
Но возникает вопрос: как быть с грешниками, как быть с теми, кто нарушает заповеди божьи, кто ненавидит и прелюбодействует, нужно ли и их любить и прощать? Исходя из человечности, конечно, нужно. Но к чему тогда нравственные правила, к чему тогда угрозы геенной огненной? Если грешник знает, что его прегрешения всегда простят и его всегда будут любить (для этого нужно всего лишь раз искренне покаяться), то будет ли он стремиться к совершенству? Идея христианского прощения лишает смысла нравственную требовательность христианства, идею нравственного совершенствования, то есть основную цель христианства.
Так что делать с обычным человеком: любить его таким, какой он есть, несовершенным, бесконечно прощать, или требовать от него нравственного совершенства в соответствии с заповедями? Этот вопрос задает Ибсен в большинстве своих пьес. Многие его герои, желая быть последовательными и принципиальными, выбирают лишь одну сторону христианства, отвергая другую.
Главные темы драматургии Генрика Ибсена