• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Готовые сочинения > «Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака

 

«Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака

Написанная Оноре де Бальзаком в январе 1830 года повесть «Гобсек» входит в цикл сочинений «Человеческая комедия» и относится к «Сценам из частной жизни». Главными действующими лицами в ней являются старый ростовщик Гобсек, стряпчий Дервиль и графское семейство де Ресто.

Основная тема произведения — страсть. Она исследуется в повести на двух уровнях: с одной стороны, Гобсек изучает человеческие страсти , с другой, сам Бальзак исследует натуру старого ростовщика и показывает нам, что даже под личиной умудренного жизнью человека может скрываться одна всепоглощающая и все разрушающая страсть — тяга к золоту, к накоплению, к постоянному обогащению.

История жизни Жана Эстера ван Гобсека, сына еврейки и голландца, преподносится читателю через рассказ стряпчего Дервиля, решившего обнадежить молодую девушку Камиллу де Гранлье относительно блестящего положения ее любимого графа Эрнеста де Ресто.

Дервиль познакомился с Гобсеком в бытность свою студентом. Старому ростовщику в то время было 76 лет. Рассказ в салоне виконтессы де Гранлье Дервиль ведет спустя несколько дней после смерти 89-летнего Гобсека.

Тринадцать лет знакомства позволили стряпчему подружиться и проникнуть в тайны души непреклонного ростовщика, внушающего ужас всему Парижу. Первое впечатление от Гобсека создается Красочным описанием его внешности, каждая черта которой метафорически соотносится с богатством, старостью или хитростью.

Лицо старого ростовщика своей «желтоватой бледностью», похожей на «цвет серебра, с которого слезла позолота», напоминает Дервилю «лунный лик». Глаза Гобсека — «маленькие и желтые, словно у хорька», нос — длинный с острым кончиком, губы — тонкие, «как у алхимиков», черты лица — «неподвижные, бесстрастные, казались отлитыми из бронзы». Когда ростовщик приподнимает истрепанный картуз, то взору открывается «полоска голого черепа, желтого, как старый мрамор». «Все его действия были размеренны, как движения маятника.

Это был какой-то человек-автомат, которого заводили ежедневно». В первое время Дервиль не мог даже сказать, сколько лет Гобсеку, так как последний выглядел то ли до времени состарившимся, то ли хорошо сохранившимся на веки вечные.

Художественное пространство, в котором существует парижский ростовщик, под стать его расчетливой и холодной натуре. Вещи в его комнате отличаются потертостью и опрятностью, а огонь в камине даже зимой не разгорается на полную мощность. Комната Гобсека находится в сыром доме без двора, с окнами, выходящими на улицу.

Она ничем не отличается от остальных помещений здания, каждое из которых своим устройством напоминает Дервилю монашескую келью.

Чувство довольства прошедшим днем и внутреннюю радость в Гобсеке можно было заметить только по потиранию рук и изменению положения морщин на лице. Бывший в юности юнгой и изведавший массу опасностей, в старости ростовщик достиг состояния своеобразной мудрости: он сделал свой вывод о жизни и стал жить в соответствии с ним. Существование, по мнению, Гобсека — «только привычка к излюбленной среде». Нравственные правила — различны у разных народов, внутренние страсти — губительны для людей и только инстинкт самосохранения — единственное, что ценно в жизни. Прочно же стоять на ногах в мире, погруженном в тщеславную суету, можно лишь с помощью золота.

Оно дает все — богатство, власть, положение, благосклонность женщин. Страсти же лучше всего изучать и извлекать из них прибыль. Две последних вещи — главное развлечение Гобсека.

К своим клиентам ростовщик относится как к средству наживы. По другому воспринимать порочных людей Гобсек не может. Участие в нем вызывают только простые, честные, трудолюбивые личности — такие, как белошвейка Фанни Мальво.

При этом помогает Гобсек только тем, кто может с процентами вернуть взятые у него деньги. В Дервиле ростовщика подкупает его молодость , знания , трезвый рассудок, желание работать и умение четко выражать свои мысли, не играя на чувствах, а рассуждая логически.

Участие в наследственных делах графской семьи де Ресто Гобсек объясняет просто: он согласился помочь несчастному отцу потому, что тот доверился ему «без всяких хитростей». Жена графа де Ресто, красавица Анастази день за днем проматывала состояние семьи, спуская его на молодого любовника Максима де Трая, и с этим нужно было что-то делать. Художественный образ героини лишен однозначности: она — и несчастная женщина, поддавшаяся любовной страсти, и изменившая жена , и ни перед чем не останавливающаяся скряга, стремящаяся к богатству, и, возможно, хорошая мать, одинаково желающая добра всем детям.

При всей своей рассудочности Гобсек на пороге смерти сталкивается один на один со своей индивидуальной страстью — он умирает, не оставив после себя завещания , в доме, под завязку забитом гниющими деликатесами, деньгами и последней полученной им кучкой золота, спрятанной по немощи в каминной золе.



«Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака

Другие сочинения по теме:

  1. Высшая власть и ее философия в повести Оноре де Бальзака «Гобсек» Повесть «Гобсек» есть очень важным звеном идейно-тематического стрежня всей «Человеческой комедии». Повесть «Гобсек» извне комедийнее, чем другие произведения Бальзака: относительно...
  2. История создания повести «Гобсек» О. де Бальзака Небольшая по объему, написанная в форме рассказа в рассказе, повесть «Гобсек» непосредственно связана с романом «Отец Горио». В этой повести...
  3. Характер главного героя повести Оноре де Бальзака «Гобсек» Опыт убеждает, что очень непростым есть осмысления образа главного героя повести, так как, понять «Романтические и реалистические черты неоднозначного образа...
  4. Человек, который победил себя?! Сочинение по повести Оноре де Бальзака «Гобсек» Много ли нужно человеку, чтобы быть счастливым, чтобы прожить жизнь не грязно и оставить после себя доброе упоминание потомкам? По-разному...
  5. Роль художественных деталей в повести «Гобсек» О. де Бальзака Верность художественной детали — характерная черта бальзаковского реализма. Создавая образ Гобсека, писатель использует целый ряд определений, позволяющих подчеркнуть и показать...
  6. Разрушительная власть золота в романе «Гобсек» Оноре де Бальзака Для каждой эпохи характерны свои проблемы и приоритеты. Во Франции 1789 г. на первом месте было финансовое благополучие. Но писатель...
  7. Краткое содержание повести Бальзака «Гобсек» Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье — одной из самых знатных и богатых дам в...
  8. Изображение губительной власти денег в повести Бальзака «Гобсек» Точность и широта изображения французской действительности сочетаются у Оноре де Бальзака с глубиной проникновения во внутренние закономерности общественной жизни. Он...
  9. Насколько современен герой Бальзака Гобсек? Повесть «Гобсек», написанную в 1830 году, можно считать изначальным зерном, из которого вырастает вся гигантская «Человеческая комедия» Бальзака. Образ Гобсека...
  10. Идея повести О. Бальзака «Гобсек» В мировой и украинской литературе нам известно множество примеров, когда писатели всесторонне изображали современное им общество, со всеми его недостатками...
  11. Тема произведения: Идея написания повести О. Бальзака «Гобсек» В мировой литературе нам известно множество примеров, когда писатели всесторонне изображали современное им общество, со всеми его недостатками и положительными...
  12. Роман Бальзака «Гобсек» Роман «Последний шуан, или Бретань в 1799 году» вышел в свет в марте 1829 г. Это произведение Бальзак выпустил под...
  13. Письмо к литературному персонажу (по произведению Оноре де Бальзака «Гобсек») Уважаемый господин Гобсек! О вашей истории я узнала от жены адвоката Дервиля Фанни Мальва. Эта замечательная мадам является нашей соседкой....
  14. Образ главного героя в повести Бальзака «Гобсек» Гобсек это не бездушный человек-автомат. Это душа, о которой Дервиль говорил следующее: «… присягаюсь, что ни одна человеческая душа в...
  15. Современен ли главный герой повести Бальзака «Гобсек»? Незыблемо лишь одно-единственное чувство, Вложенное в нас самой природой: инстинкт Самосохранения. В государствах европейской цивилизации Этот инстинкт называется личным интересом....
  16. Гобсек — скряга или философ? …Ни одна душа человеческая не Получила такой жестокой закалки В испытаниях, как он. О. де Бальзак. Гобсек Я не знаю,...
  17. Что потерял и что обрел Гобсек? В нем живут два существа, скряга и Философ, подлое существо и возвышенное. О. де Бальзак. Гобсек Какую неоднозначную личность сумел...
  18. «Тщеславие! Это всегда наше «я»». Согласны ли вы с этим утверждением Бальзака? Эти слова принадлежат одному из героев Оноре Бальзака — Гобсеку. Гобсек — герой одноименной новеллы. Его имя стало нарицательным, как...
  19. Краткое изложение Гобсек де Бальзак О. де Бальзак Гобсек Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье — одной из самых знатных...
  20. «ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ» ОНОРЕ БАЛЬЗАКА Каждый из нас знакомится с произведениями Оноре Бальзака в разном возрасте. Поэтому и воспринимаются они по-разному. Кто-то по-детскому представляет себе...
« «Быть сопричастным всему живому»
Безпека на дорозі »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения