Гоцци Карло
Дата рождения — 13 декабря — 1720 Дата смерти — 04 апреля — 1806 Carlo Gozzi Итальянский драматург 13 декабря 1720 — Карло Гоцци родился в Венеции в обедневшей дворянской семье. Получает домашнее образование, с юных лет увлекается литературой. 1740 — в 20 лет поступает на военную службу в Далмации, потом плавает на военном корабле, обучается в кавалерийской школе. 1744 — возвращается в Венецию. 1747 — вместе с братом, известным писателем Гаспаре Гоцци, участвует в деятельности шуточной Академии Гранеллески (Академии «зерносбирателей» или «чепухословов»), объединявшей поклонников старинной поэзии, мечтающих о возрождении чистоты итальянского языка и являющихся врагами литературных и идейных новшеств. 1757 — в комическом альманахе «Парусник власти» (La Tartana degli influssi) публикует сатирическую статью «Улов влияний за 1756 год». Она продолжает серию литературных памфлетов Гоцци, высмеивающих просветительскую реформу итальянского театра, осуществлявшуюся в 50-е годы К.
Гольдони, суть которой состояла в отказе от традиционной комедии дель арте с ее персонажами-масками и предпочтении реализма. Гоцци же с самого начала творческой деятельности ратует за возрождение традиций комедии масок.
1761 — поставлена пьеса «Любовь к трем апельсинам» (L’amore delle tre melarance), написанная в привычной форме сценария комедии масок и явившаяся плодом эстетических воззрений Гоцци и развернувшейся полемики между ним и Гольдони. Пьеса имеет оглушительный успех. Ею Гоцци начинает ряд сказочных пьес, названных им «фьябами» и созданных в противопоставление драматургии Гольдони. В основу их сюжетов Гоцци кладет детские сказки, фольклорные мотивы и использует принципы комедии дель арте (персонажи-маски — Панталоне, Труффальдино и др; диалектическая импровизация и т. д. Их Гоцци создает уже как литературные, писаные комедии, затем записывает и «Любовь к трем апельсинам», придав пьесе подзаголовок «Разбор по воспоминанию». Впоследствии «Любовь к трем апельсинам» легла в основу оперы С.
Прокофьева (1921). В этом же 1761 году Гоцци пишет сказку-фьябу «Ворон» (Il Corvo) и поэму-сатиру на венецианское общество «Причудница Марфиза» (La Marfisa bizarra), в которой ведет борьбу с рационалистической приземленностью Просвещения и продолжает нападки на Гольдони и П. Кьяри. 1762 — «китайская драматическая трагикомическая сказка» «Турандот» (TurandotШиллеровская обработка «Турандот» позднее легла в основу оперы Дж. Пуччини.
В этом же году написаны фьябы «Женщина-змея» (La donna serpente) и «Король-олень» (Il re cervo). 1763 — фьяба «Зобеида». 1764 — фьябы «Счастливые нищие» и «Синее чудовище».
1765 — фьябы «Дзеим, царь джинов, или Верная раба» и «Зеленая птичка» (L’augellin belverde). Все свои 10 фьяб Гоцци пишет специально для труппы Антонио Сакки, известного актера-импровизатора. В них соединяются изящество, богатая фантазия, поэтичность, комический и пародийный элемент и торжествуют высокие чувства, восхваляются энергия и отвага человека в борьбе за благородные цели. Для них характерны резко контрастные сочетания — светлого и темного, доброго и злого, высокой патетики героических персонажей, изъясняющихся архаическими стихами, и площадной буффонады, носителями которой являются Труффальдино, Панталоне, Бригелла, Тарталья, говорящие на венецианском диалекте. После того, как жанр фьябы исчерпал себя и перестал пользоваться успехом у венецианцев, Гоцци пишет комедии в духе испанской «комедии плаща и шпаги». 1767 — пьеса «Мстительная женщина». 1771 — комедия «Женщина, истинно любящая».
1772 — комедия «Принцесса-философ». В этом же году выходит первое собрание сочинений Карло Гоцци. В предпосланном ему эссе «Чистосердечное рассуждение и подлинная история происхождения моих десяти сказок для театра» автор излагает собственное эстетическое кредо и в очередной раз выступает против драматургии Гольдони, пьесы которого, по мнению Гоцци, грешат плебейским недостатком вкуса и излишней реалистичностью. 1776 — комедия «Любовное зелье». 1780-1797 — работает над мемуарами, дав им название «Бесполезные воспоминания» (Memorie inutiliВ них воссоздана яркая картина венецианской жизни и схваток, участником которых был Гоцци. 1782 — Антонио Сакки распускает свою труппу, и Гоцци прекращает всякую работу для театра. 4 апреля 1806 — Гоцци умер.
Гоцци Карло