Годы «оттепели» русской поэзии
Годы «оттепели» стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением блестящих поэтических дарований интерес к стихам многократно возрос. Громадные залы Лужников, концертного зала им. П. И. Чайковского, Политехнического музея в Москве, театральные и концертные залы Ленинграда и других городов страны заполнялись до отказа, когда объявлялся вечер поэзии.
Долгие часы благодарные слушатели внимали голосам любимых поэтов. С книжных прилавков буквально сметались поэтические сборники. Заметно увеличилась площадь, какую отдавали стихам «толстые» журналы и альманахи.
Был основан и в течение ряда лет выходил пользовавшийся колоссальной популярностью альманах «День поэзии».
Пафосом поэзии тех лет было утверждение ценности неповторимой человеческой личности, человеческого достоинства:
Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять От этой невозвратности кричать.
Один поэт негодовал по поводу общества, где человеком распоряжаются как винтиком, другой был убежден: «Людей неинтересных в мире нет», третий провозглашал: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Поэзия 1960-х решительно уходила от идеологических штампов, обретала полемичность, совершала художественные открытия.
Выдающиеся успехи науки и техники: запуск первых спутников, выход человека в космическое пространство и т. п. — оказали влияние на общественное сознание:
Что-то физики В почете, Что-то лирики В загоне, — писал Б. Слуцкий.
Некоторые поэты попытались осмыслить эту ситуацию по-другому:
И пусть электронному зренью Доверено многое, но Все грани любого явленья Искусству лишь видеть дано. И где-то в работе бессрочной, Что к легким успехам глуха, С наукой смыкается точной Точеная точность стиха.
Годы «оттепели» русской поэзии