Готовимся к выпускному сочинению… с пятого класса
Вопрос об анализе лирического произведения — один из тех профессиональных вопросов, которые мы наиболее часто обсуждаем с коллегами. Никто не будет спорить, что разговор о поэзии — очень сложная работа, требующая от учителя серьезной литературоведческой, методической, психологической подготовки. Как сделать зримой, слышимой, ощутимой нематериальную «материю стиха»? Как, с другой стороны, не «засушить», а сделать эту работу по разъятию гармоничного целого на отдельные составляющие не формальной, а интересной и увлекательной для учеников?
Это вопросы, которые задает себе каждый словесник, приступая к анализу лирического произведения. Но для того чтобы учитель, готовый к такой работе, мог бы ее успешно осуществлять, необходимо еще одно очень важное условие — наличие мотивации у тех, с кем эта работа будет проводиться. Зачем нужно анализировать стихи? Если задуматься над этим вопросом вместе с учениками пятого класса и постепенно, из года в год расширять их представления о том, какие богатства таят в себе все элементы стихотворной формы, можно научить их получать удовольствие от такой работы.
Как же отвечают пятиклассники на вопрос о том, зачем нужно анализировать стихи?
— Чтобы понять стихотворение .
— Чтобы выразить свое отношение к нему.
— Чтобы глубже понять стихотворение — чувства и мысли автора.
Причем последнее мнение — самое распространенное. Попытавшись однажды определить суть работы, проделываемой совместно, мы с ребятами нашли сравнение, которое наиболее точно отражает наше к ней отношение: получив дорогой алмаз — стихотворение, — ты будешь владеть бриллиантом величайшей ценности только в том случае, если найдешь в нем много граней смысла.
В среднем звене я работаю по Программе литературного образования МИРОСа, утвержденной министерством в качестве одной из возможных в школе. Изучению поэзии отводится в ней очень много часов. Работа над лирикой в пятом классе начинается со стихотворений А. С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне», «Зимняя дорога» и «осенних» стихов разных поэтов. Когда ученики ведут первые наблюдения над особенностями поэтического текста, над выбором определенных художественных средств, очень важно привлечь их внимание к наблюдению над собственным восприятием.
В процессе работы свои выводы, «находки» коллекционируем, записываем в тетрадь в виде отдельных предложений. Например:
В стихотворении… говорится о… .
В стихотворении… … описывает… .
В стихотворении царит… настроение. Стихотворение… пронизано… настроением.
Настроение этого стихотворения… . Настроение меняется на протяжении стихотворения: от… к… . Настроение стихотворения подчеркивается… .
Стихотворение можно разделить на… части, так как… . Композиционно стихотворение делится на… части.
Звучание стихотворения определяет… ритм. Короткие строки подчеркивают… .
В стихотворении мы словно слышим звуки… . Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать… .
Поэт хочет запечатлеть словами… .
Для создания настроения автор использует… . С помощью… автор дает нам возможность увидеть … . Используя…, поэт создает образ… .
Лирический герой этого стихотворения представляется мне… .
Не нужно бояться того, что работы учеников впоследствии будут одинаковыми, если все они будут использовать данные клише, — ведь мы предлагаем им разные конструкции. Гораздо важнее научить ребят тому языку, на котором мы хотим с ними разговаривать . На уроках в пятом классе, безусловно, должны иметь место игровые моменты.
С их помощью можно осваивать сложные теоретические понятия. В пятом классе мы знакомим учеников с двусложными стихотворными размерами — ямбом и хореем. Это уместно сделать, анализируя художественные средства создания настроения в стихотворениях А. С. Пушкина «Зимний вечер» и «Зимнее утро». Ребята замечают, что эти два столь разных по настроению стихотворения по-разному и звучат.
Предложите им определить, каким размером — ямбом или хореем — написано каждое из них. А помогут это сделать шутливые стихи, которые заранее можно записать в тетради:
Легче, проще и скорей Нам запомнится хорей. А будь я стихотворцем, я бы Стихи слагал лишь только ямбом.
Когда ребята определят, что «Зимний вечер» написан хореем, а «Зимнее утро» ямбом, можно предложить им самим выяснить, что в основе этих стихотворных размеров определенный Порядок чередования ударных и безударных слогов. Выявленная таким образом закономерность уже не забывается.
Иногда ученикам кажется, что стихотворение, которое они читают, очень простое и в нем все понятно. Очень важно бывает разобраться в этой кажущейся простоте. Вот, например, как в шестом классе мы читаем «Подмосковье» Д. Самойлова:
Если б у меня хватило глины, Я б слепил такие же равнины; Если бы мне туч и солнца дали, Я б такие же устроил дали. Все негромко, мягко, непоспешно, С глазомером суздальского толка — Рассадил бы сосны и орешник И село поставил у проселка. Без пустых затей, без суесловья Все бы создал так, как в Подмосковье.
Когда задаем вопрос: «Какие чувства выражает автор в своем стихотворении?» — ребята отвечают, что это любовь, гордость, восхищение. Казалось бы, о чем говорить дальше, если и так все понятно? В этот момент важно спровоцировать поиск главного в стихотворении: «Но ведь нет ни одного восклицательного знака, нет частиц ЧТО ЗА!
КАК!» И если посмотреть на то, что изображает Самойлов, то чем там можно восхищаться? Что же в этом красивого? Какие цвета есть в стихотворении?
Никаких ярких, праздничных, все буднично.
Однако можно согласиться с ребятами — стихотворение светлое. Почему? Какие же слова в стихотворении создают это ощущение?
Равнины, дали, проселок — простор, свет; туч — но и солнца; с глазомером суздальского толка.
В процессе разговора мы выписали в два столбика:
Готовимся к выпускному сочинению… с пятого класса