Готовясь к урокам по лирике в 5-м классе
Из опыта учителя-практика
В Программу литературного образования МИРОСа для 5-го класса включены лирические произведения А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, К. Д. Бальмонта, Н. С. Гумилева, Б. Л. Пастернака. На примере стихотворений этих поэтов ученики ведут первые наблюдения над особенностями поэтического текста. Хочется, чтобы «взрослые» авторы стихов стали близкими и «нестрашными», читаемые в классе произведения — любимыми, а уроки по лирике превратились в праздник для учителя и учеников.
Но подготовка таких уроков требует от учителя в полном смысле слова ювелирной работы. Как, например, не «засушить» учебный материал, вводя теоретико-литературные понятия, объясняя, что такое эпитет, метафора, стихотворный размер?
Предлагаем каждый урок начинать с упражнений, развивающих творческое воображение ребят. Например, с такого: закрыть глаза и представить себе, какого цвета… — и тут назвать самое неожиданное существительное. Какого цвета смех? Ребята бросаются наперебой называть цвета: оранжевый, салатовый, солнечный, серебряный, красный…
А как смеется человек, если смех его черный или коричневый? И что за человек так смеется? А какого цвета, например, вопросительный знак? Если бы можно было рисовать вопросительные знаки разными чернилами, какие вопросы заканчивались бы красными, зелеными, черными знаками?
Может ли вопросительный знак быть, например, белым? Хотел бы ты, чтобы тебе задавали такие вопросы?
Для разминочных упражнений подходят задания, предложенные М. А. Павловой : ученикам предлагается найти общее между словами, обозначающими абстрактные понятия , и названиями конкретных предметов . Чем меньше связаны между собой значения слов, тем интереснее. Вот какая связь обнаруживается между далекими на первый взгляд, словами :
Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать, как цветок, и так же увянуть.
Дружба и стол: бывают прочными; за одним столом могут сидеть несколько человек, и дружба может объединять нескольких людей.
Стол и любовь: бывают крепкими и чистыми.
Душа и статуя: душа — образ человека, и статуя тоже; и то и другое легко разбить.
Кошка и надежда: обе успокаивают.
Можно сравнивать и значения конкретных существительных:
Зайчонок и ученик: когда ученики хорошо учатся, их можно назвать зайчатами; когда ученик не выполняет домашнюю работу, он боится идти в школу, так и зайчонок всего боится; ученик бывает перед учителем, как зайчонок перед волком; оба они очень любознательны.
Ученик и парта: ученик вынужден весь урок сидеть, как парта стоять.
Портфель и капуста: портфель всегда тяжелый, капуста тоже; в школу с портфелем ходить полезно, и капуста тоже полезная; капуста несет в себе витамины, как портфель — учебники; они имеют свои карманы; хороший ученик любит свой портфель, как заяц капусту; капуста и портфель связаны тем, что помогают учиться и расти; когда портфель наполнен, он похож на кочан капусты; из портфеля можно много всего вынимать, а от капусты отламывать листочки.
Ученики привыкают к тому, что предмет, явление становится необычным, выразительным, интересным для всех, если на него посмотреть не просто внимательно, а попытаться найти САМЫЕ СВОИ слова для рассказа о нем. Эти слова ученики начинают использовать в сочинениях. Вот примеры работ пятиклассников на тему «Моя осень».
«Входишь ты в златые врата осеннего леса. По краям асфальтовой дорожки стоят стройные, крепкие дубы-стражники в красных одеяниях. Юные березки, разодевшись в тонкие желтые платьица, как будто смотрят на тебя маленькими черными глазками. А вот и старушки ели — пушистые, большие, ласковые. Их огромные крылья слегка раскачиваются, словно в полете.
Осень словно добрая старушка. Она мягкая, нежная, ласковая. Старушка приходит и уходит так же тихо, как осень. Осень — самое красивое время года».
«Золотой осенью деревья как будто готовятся к празднику. И королева — сама осень — наряжает их в дорогие наряды. Она, как хозяйка, украшает лес, стелет разноцветные ковры. Ну вот, кажется, все готово к балу листьев. Наступает поздняя осень.
В завершение золотой осени верный слуга-ветер объявляет веселый праздник. Начинается вальс листьев. Ветер срывает золотые монетки с деревьев и кружит их в небе.
Шурша осенним ковром, ветер дарит всем музыку… Так я представляю себе осенний лес. У него торжественное и волшебное настроение. А сама осень напоминает мне сказочную красавицу. Ее можно описывать очень долго.
Но все хорошее всегда кончается. Падает последний лист, и мы прощаемся с осенью».
«Первая капля упала на твой нос, потом на ладошку. Капля зашла в гости к листочку, тот задрожал, и они вместе упали сначала тебе на голову, а потом на землю. Их становится все больше и больше, и ты не понимаешь: то ли это листопад, то ли идет дождь.
Листья, как маленькие самолетики, планируют на землю, а капли похожи на нарядных парашютистов, быстро летящих к земле. Осень напоминает маскарад, когда все одеты в красивые необычные одежды. Все веселятся, хотя понимают, что маскарад не может длиться вечно.
Веселье переходит в грусть, но грусть эта светлая. Праздник кончается, шум в лесу смолкает, последние листики задумчиво летят к земле. Они напоминают задержавшихся гостей, которых у ворот дворца давно ждет карета.
Но вот и последний гость покинул зал. В лесу все уснуло до весны, как будто все затихло до следующего маскарада».
«Осень… Оглянись, какая красота в лесу! Клен стоит в веселом желтом наряде, а на осинке дрожит каждый багряный листочек, похожий на спелое яблоко! Коричневые дубы будто глиняные великаны, а маленькие дубки и зеленые елочки — веселые гномы. Идешь по опавшим листьям как по мягкому ковру.
Вот виднеется розовая шляпка волнушки, а под елкой иногда сверкнет оранжевая макушка редкого гриба — рыжика. Под желтыми листочками уютно спит сыроежка, а на пне расселись братья-опята. Так приятно находить этих красавцев, вдыхать их неповторимый запах, который царит в лесу.
Особенный запах грибов напоминает запах чистоты. Ты идешь дальше и дальше, уже счастливый, восторженный. Кажется, что вдалеке, в трепете листьев и паутинок, мелькают длинные желтые одежды самой доброй и щедрой Осени.
Она спешит обойти и украсить все свои владения, нарядиться самой в ореховые браслеты и рябиновые бусы, пока сияет еще ласковое солнышко. Осени ведь не хочется прослыть хмурой и дождливой, она мечтает остаться у нас в памяти чудесной, очаровательной порой».
«Идешь по лесу ранним осенним утром и глаз не можешь оторвать от прелестной, хотя и застенчивой красоты… Листики весело перешептываются, делятся свежими новостями, которые галки на хвосте принесли. Ой! Залюбовалась и чуть всю кропотливую работу терпеливого паучка не испортила. Что за прелесть эта паутинка!
Такая изящная, а на ней еще капельки росы поблескивают. А паучок устал и в серединке улегся… Но тут легкий радостный ветерок пронесся по счастливому лесу. Некоторые листики с деревьев сбросил — те немного обиделись.
Зато ежик обрадовался, в кучку листочков с тихим шуршанием закопался. Где-то рядом заворковал голубок, заворчал на нелегкую жизнь. Кто-то, кто подальше находился, ему в ответ заворковал, посочувствовал. Еще немного поговорили, поговорили и тоже смолкли.
И опять хрустальная тишина. А вообще осень мне представляется сначала озорной, веселой девчонкой, которая бегает везде. Но потом приходит ее строгая матушка. Сердится на нее, отводит домой.
А сама начинает стирать. А когда она из тазика воду выливает или выжимает тучки, идут дожди. И она все время хмурится и на дочку сердится».
Прочитали о том, какая осень царит в стихотворениях Тютчева, Есенина, Бальмонта, Гумилева, увидели, услышали это удивительное время года. Давайте вместе с учениками попробуем, какова ОСЕНЬ НА ВКУС.
«Осень представляется мне на вкус кисло-сладкой. Потому что все желтого цвета, земля покрыта желтыми листьями. Погода кислая, часто льют дожди. А сладко потому, что очень красиво на улице».
«Мне кажется, что осень на вкус похожа на торт с разными начинками: лазурное небо — глазурь, гроздья рябины — вишневая начинка, березы и дубы — молочные и шоколадные коржи. Листья как разноцветные крошки. А когда идешь в лес подышать воздухом, то кажется, что пахнет вкусным тестом, и хочется похрустеть вкусной корочкой».
«Осень имеет много вкусов. Тут и горький вкус кожуры цитрусовых, и кислый лимон, и сладкое мороженое, и вкус бабушкиного пирожка с капустой. Но поздняя осень похожа на стакан воды с выдавленным в него соком лимона, а золотая — на стакан апельсинового сока с конфетой».
«Вот осень золотая — прекрасная пора. На яблочко похожа, на пиццу иногда. Когда уже ноябрь, она не так вкусна, Она напоминает сосиску мне тогда. А вот когда сентябрь, она прекрасней всех И мне напоминает каштановый орех».
В процессе изучения лирики ребята коллекционируют свои находки, записывают наблюдения над стихотворениями разных поэтов в тетрадь в виде отдельных предложений, таблиц. Но настает момент, когда необходимо собрать все воедино. Обычно это происходит перед письменной работой по анализу лирического стихотворения, к которой надо серьезно готовиться.
Предложим ученикам сформулировать главные вопросы, на которые необходимо ответить, анализируя стихотворение :
1. О чем говорится в стихотворении? 2. Какое настроение в нем? 3. Каким представляется лирический герой? 4. Как звучит стихотворение? 5. Какие приемы использует автор в стихотворении?
6. Какие чувства и мысли хочет автор передать в своем стихотворении читателю? 7. Личное впечатление читателя. 8. Как построены в стихотворении предложения?
9. Есть ли деление на строфы? 10. Какие слова своим смыслом создают настроение? 11.
Какие ассоциации возникают при чтении стихотворения?
Распределим вопросы на смысловые группы. Вопросы 1, 2, 3, 6 — группа Ж; отвечая на них, мы говорим о своем впечатлении, которое возникает при первом чтении. Отвечая на вопросы группы Е , мы проверяем это впечатление, анализируя средства, которыми автор выражает свои мысли и чувства, создает образы. Ответы на вопросы группы Д помогают рассказать о том, какой отклик нашло стихотворение у читателя.
С какой же группы вопросов начать анализ? Лучше всего с группы Ж или Д, но очевидно, что вопросы группы Е будут занимать центральную часть работы — ответы на них помогут проверить правильность наших первоначальных впечатлений. Составим вместе с учениками таблицу «В помощь анализирующему стихотворение», в правой колонке которой запишем примерные «формулы», подходящие для оформления наблюдений над текстом.
Вот работы учащихся 5-го класса гимназии № 1514, которым было предложено поразмышлять над стихотворением Давида Самойлова «Перед снегом» .
«В стихотворении Давида Самойлова «Перед снегом» говорится о природе в тот момент, когда «вот-вот повалит первый снег». Поэт описывает красоту этой природы. В стихотворении царит настроение какой-то грусти, может быть, даже усталости: «Вода устала течь, устала петь, по корню подниматься, падать с неба». Да и сам лирический герой устал, хотя это на него не давит, он просто утомился. Мне кажется, стихотворение можно разделить на 3 части: первые 8 строчек, 6, а потом 5. В первой части говорится о том, что вода устала петь, течь, сиять, струиться, переливаться, по корню подниматься, падать с неба, то есть она устала жить.
Ей хочется превратиться в лед и умереть. Вторая часть о том же, но сказано об этом по-другому. А в третьей части описывается природа в настоящий момент. И потом, после слов «земля еще черна», появляется надежда: «вот-вот повалит первый снег»»…
«В стихотворении «Перед снегом» Давид Самойлов описывает «усталость» воды, переход от «воды» к «снегу». В этом стихотворении царит загадочное, задумчивое, «скрытное» настроение. Все слова говорят о настроении воды — тоскливом, хмуром настроении кого-то, кто отыграл свою роль в жизни, не имеет дальнейших целей, желает спокойно завершить свой век.
Для создания настроения автор использует эпитеты, постоянные повторы «мрачных» слов , цветопись . Для передачи настроения воды используются в основном глаголы . В стихотворении автор использует контраст: бледные краски воды и темное пятно покрывает фон стихотворения в самом конце .
Данное стихотворение можно разделить на 3 части: в первой нарисована картина, когда вспоминаешь о «лице» воды, ее характере, желании; во второй, наоборот, ждешь чего-то нового, снега, новой поры. Герой стихотворения представляется мне человеком, который обычно наблюдает за всем, одновременно чувствуя настроение, мысли того, за кем наблюдает, понимая его. Он во всем ищет лучшее, ожидает новое».
«В стихотворении Давида Самойлова царит тяжелое, усталое настроение: «начинает уставать», «вода устала», «ей хочется утратить». Мне кажется, что слова «безлиственные прутья», «тяжелей свинца», «и уж не петь» — холодные. Они помогают автору более ярко выразить настроение и смысл этого стихотворения. Стихотворение можно разделить на 2 части, потому что меняется время действия. В первой части все только начинается и еще только будет .
А во второй части все происходит сейчас, в данный момент. «Ну, а покуда… Торчат… Распутица кончается…» Поэт дает возможность увидеть пейзаж с помощью олицетворений , эпитетов . Автор часто повторяет слово «усталая». Оно дает нам лучше почувствовать «нагруженность» этого стихотворения.
Длина строф тоже имеет значение: в самой «тяжелой» строфе больше всего строчек , а в самой короткой есть немного, совсем чуть-чуть, но что-то радостное. Лирический герой, вода, мне представляется дряхлой старушкой, которой все надоело, которая устала от всего, даже от жизни. Она очень раздражительна».
«В стихотворении Давида Самойлова говорится о конце осени и близости первого снега. Автор хочет передать неизбежность прихода зимы. В этом стихотворении царит скучное, молчаливое, грустное настроение.
Это подчеркивает и отсутствие вопросительных и восклицательных знаков в конце предложений, а большое количество запятых словно замедляет события. В этом стихотворении много глаголов, которые не обозначают быстрых действий, они как бы тормозят события . Зима еще не наступила — НО, НО, НО, НУ, А ПОКУДА.
В этом стихотворении много метафор и олицетворений: речь, песня воды, вода устала, небо тяжелей свинца. В стихотворении использована звукопись: слушая его, нельзя сказать, что оно звонкое и мелодичное. Вода мне кажется усталым, ищущим смерти, дряхлым стариком, который хочет забыть прошлое и ожидает смерти. Но его утешает внучка».
Готовясь к урокам по лирике в 5-м классе