Григорий Косынка — один из наилучших украинских новеллистов ХХ столетия
Григорий Михайлович Стрелец (настоящая фамилия писателя) родился 29 ноября 1899 г. в с. Щербанивци на Киевщине в бедной крестьянской семье. В 1913 г. закончил начальную школу в с. Красном и работал писарем. В 1914 г. Григорий переехал в Киев, где приходилось работать и учиться на вечерних гимназийских курсах. Во время освободительных сражений принимал участие в боевых действиях в рядах армии УНР, за что определенное время пришлось отсидеть в тюрьме. Позднее примкнул к левым эсерам («боротьбистам»), которые симпатизировали большевикам. 4 мая 1919 г. в газете «Борьба» был напечатан автобиографический этюд «На свеклы» за подписью «Г. Косынка», которая стала псевдонимом писателя.
1920 г. поступил в Киевский институт народного образования (КИНО), который со временем пришлось оставить в связи с тяжелым материальным положением. Его новеллы появлялись на страницах многих газет, а 1922 г. вышел его первый сборник «На золотых богов». Г. Косынка часто выступал на литературных вечеринках с зачитыванием своих произведений, которые, по свидетельству многих современников, он делал с непревзойденным мастерством. Г. Косынка был членом киевского литературного объединения писателей-попутчиков «Звено» (с 1926 г. — МАРС — Мастерская Революционного Слова), куда входили В. Подмогильный, Б. Антоненко-Давидович, Е. Плужник, Т. Осьмачко и др. В 1920- 1930 гг. вышло много сборников писателя: «Во ржи» (1926), «Политика» (1927), «Избранные рассказы» (1929), «Сердце» (1933) и т. п. Писал он и публицистические произведения, переводил русских писателей. 5 ноября 1934 г. Г. Косынка был арестован и 18 декабря этого же года расстрелян.
В своем творчестве Г. Косынка развивает наилучшие традиции украинской новеллистики начала ХХ ст., в частности М. Коцюбинского, С. Васильченко и, прежде всего, В. Стефаника. Писатель стремится в ограниченном времени и пространстве художественного произведения отобразить трагическую порванность современного ему мира, в котором персонажи не могут действовать. Для изображения индивидуальных характеров Г. Косынка мастерски использует такие средства психологического анализа, как индивидуализация речи, точная и лаконичная художественная деталь, символический пейзаж, показ наймельчайших нюансов психологического состояния персонажей. Общественные проблемы в произведениях Г. Косынки по традиции проходят сквозь индивидуализированное восприятие героев, которое охватывает односторонние оценки, делая ударение на преимуществе общечеловеческих ценностей над классово-идеологическими.
«Г. Косынка — мастер новеллистического жанра»
Украинская классическая литература имеет богатое наследство мастеров новеллистического жанра. Это и В. Стефаник, и Марк Черемуха, М. Коцюбинский и С. Васильченко. Г. Косынка — прямой их продолжатель, но своеобразный и неповторимый, как и каждый из них.
Тонкий психолог крестьянской души, жизнелюб, оптимист, верный правде и красоте, он оказывает огромную силу эмоционального влияния на читателя. Каждое общественное явление писатель рассматривал с позиции человека, глазами труженика или через призму богатого или дезертира. Он вместе с героями искал правду, истину.
Писатель постоянно и последовательно раскрывал процесс роста человеческого достоинства в среде украинских не зажиточных. Его герои сильные и волевые, богатые и красивые душой, всегда действующие и жизненно правдивые, убедительные.
Все, о чем написал Г. Косынка, не выдуманное, отобранное, выношенное, взвешенное. Он хорошо знал психологию незажиточных крестьян, так как самому пришлось с детских лет скитаться по чужим землям. Его герои — живые, страстные, колоритные фигуры. Были они страшными, часто жестокими, немилосердными и циничными, но не способными противостоять движению времени. Такими выступают Андриян Скорняк в новелле «Политика», Кирилл Смолянчук и штабс-капитан в «Гармонии».
Григорий Косынка — один из наилучших украинских новеллистов ХХ столетия