Идейно-композиционная роль пейзажа в «Войне и мире»
ВСТУПЛЕНИЕ. Определяем значение главного слова в теме — «роль». Нам предлагают ответить на вопрос: зачем Толстой включает в свою Книгу Описания природы? А если бы их не было?
Представить себе «Войну и мир» без картины лунной ночи, в Отрадном, зимнего святочного катания молодых Ростовых и тому подобных сцен невозможно. Более того, образ князя Андрея, которому пейзаж наиболее часто сопутствует, оказался бы вне этой стороны его изображения крайне неполным. Какую роль играет пейзаж в реалистических произведениях предшественников Толстого?
Изображение неброской русской природы с ее особой поэтичностью явилось неотъемлемой частью той «энциклопедии русской жизни» (В. Белинский), в которую превратился роман А. С.
Пушкина «Евгений Онегин». Любовь к «русской зиме» с «ее холодною красою», отличающая Татьяну Ларину, дополнительно освещает «русскую душу» этой героини, национально-народный склад ее нравственного мира.
Лирический пейзаж в романах Тургенева порою содержит символические детали, но в целом ориентирован на характеристику того или иного персонажа, созвучен (или контрастен) его настроению. Изредка Тургенев поясняет своих героев и природными (зооморфно-растительными) параллелями (например, отождествление Фенечки с кошечкой, Николая Петровича с божьей коровкой, Аркадия Кирсанова — с галкой), но в целом для автора «Отцов и детей» они не характерны. ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ.
Герои Толстого, особенно Андрей Болконский, не просто тонко чувствуют природу, но ощущают свое живое единство с ней — могучим деревом, вольной птицей, облаками, теплой светлой ночью. Князь Андрей действительно и совершенно серьезно «разговаривает» со старым дубом, и разговор этот в его судьбе важен не меньше, чем, скажем, беседа героя с Пьером Безуховым на пароме.
Сравнение доброго молодца с дубом, а красной девицы с березой издавна встречается в народно-песенном творчестве (в его духе и есенинское: «Сам себе казался я таким же кленом…»). Но герой Толстого не просто сравнивает себя с дубом, а Общается с Ним. Князь Андрей говорит дубу (и совсем не важно, что не вслух) те же грустные слова, что и Пьеру Безухову в Богуча-рове, а позднее обдумывает ответ старого дерева. Этим ответом был шелест зеленой листвы, появившейся на древнем дубе весной. Зрелище пробуждения одряхлевшего и, казалось бы, погубленного зимней стужей дерева производит настоящий переворот в душе князя Андрея; он вновь чувствует любовь к жизни и желание жить, несмотря на горькие разочарования и страдания. Герой Толстого, таким образом, душевно созвучен природе и, подобно первобытным людям, учится у нее. Восприятие природы, свойственное Андрею Болконскому, Наташе Ростовой, можно назвать мифологическим.
Ведь дуб, береза, лунная ночь, тихие облака на мудром небе в «Войне и мире», как и в мифах, не столько детали пейзажа, сколько действующие лица. И такому восприятию природы лучшими героями Толстого ничуть не мешает их образованность, знание, скажем, князем Андреем нескольких европейских языков, дух вольтерьянства и преклонение перед точными науками, царящие в Лысых Горах.
Человек будущего, считал автор «Войны и мира», восстановит свою органическую связь с природным миром, утраченную с развитием цивилизации. Умением ощущать природу как нечто глубоко родственное человеку был в огромной степени наделен сам Толстой, что отмечалось многими мемуаристами. Этой способности автора «Войны и мира» удивлялся даже такой мастер пейзажа, как И. С. Тургенев; некоторых же современных писателю критиков она приводила в недоумение.
Так, публицист В. Берви-Флеровский назвал князя Андрея «цивилизованным бушменом» и «полудиким человеком «. Зато Толстого прекрасно понимал такой тонкий лирик природы, как А. А. Фет, сказавший, например, о ночи: «И я, как первый житель рая, Лицом к лицу увидел ночь! » Как будто впервые видит березу и Андрей Болконский («кудрявое дерево с ярко-белым стволом»), которую он, в отличие от «всегда одинаковых» елей, сразу же полюбил. Если Фету доставалось от некоторых критиков за стихи типа «В воздухе за песней соловьиной разносится тревога и любовь» (как, мол, тревога и любовь могут «разноситься?
«), то и сцены князя Андрея с дубом вызывали карикатуры (в журнале «Искра» был помещен рисунок: у дуба изумленное человеческое лицо, а князь Андрей прыгает около дерева через скакалочку). Но именно знаменитые фетовские строки: «Учись у них, у дуба, у березы…»; «Сияла ночь… Луной был полон сад…», скорее всего, поясняют толстовское восприятие природы. Особенностью толстовского пейзажа является его принципиальное отличие от «описания природы». Автор «Войны и мира» не описывает, а сообщает читателю, как действовали такие эпизодические «персонажи» произведения, как лунный свет, волны, дуб при их встречах с главными героями.
В сцене с раненным на поле Аустерлица князем Андреем облака плывут по небу «тихо, спокойно и торжественно», «совсем не так», как люди «с озлобленными и испуганными лицами» «бежали, кричали и дрались». Это сравнение может показаться наивным или неудачным, если в выражении «облака плывут» мы видим стершуюся метафору типа «солнце встает», «дождь идет».
Однако для князя Андрея облака подобны живым существам, но спокойным и торжественным, которых следует поэтому поставить в пример людям. В «Войне и мире» есть, впрочем, изображения вражды и в природе: зима высыпала «с Отчаянной злобой Свои последние снега и бураны», порыв ветра «налег На одну из выставленных рам» и, «отбив плохо задвинутую задвижку, Затрепал Штофной гардиной и, пахнув холодом, снегом», Задул Свечу».
Погасшая свеча — символ смерти. В ту ночь умирает жена князя Андрея; смерть ждет и его самого: ведь свеча-то была венчальная (не потому ли, заметим попутно, старый князь Болконский перед самым взятием Смоленска французами посылает Алпатыча в город купить новые задвижки?). Книга Толстого — это книга о поисках мира, гармонии не только между людьми, но и в отношениях человека с природой. Лучшие герои «Войны и мира» при всей своей духовности или душевном благородстве заключают в себе и природно-зоологические начала и побуждения. И это, по мысли художника, не обедняет, а обогащает их личности, наделяя их природной непосредственностью и естественностью. И способностью слиться с природной жизнью.
Это происходит, например, в сцене охоты в Отрадном, где Наташа Ростова не стыдится своего «дикого визга», а ее дядюшка, «задыхаясь и злобно оглядываясь, ‘как Будто ругая Кого-то», хвалит свою собаку Ругая, И гончая Ерза Думает, Что это она схватила зайца. Или в тот момент жизни Пети Ростова, когда он чувствует себя управляющим оркестром из дождевых капель и таинственных ночных шорохов. Основной в «Войне и мире» конфликт между человеческим разобщением и единением, враждой (войной) и любовью (миром) пронизывает также и взаимоотношения человека с природой.
Когда на Бородинском поле «на перевязочных пунктах трава и земля были пропитаны кровью», «стал накрапывать дождик». «Опомнитесь. Что вы делаете?» — это обращение дождя к истреблявшим друг друга людям — такой же укор им со стороны природы, как и «голос» спокойных облаков над полем Аустерлица. Природа учит человека доброте, жизни «миром».
Закономерно поэтому, что самый «природный» герой «Войны и мира», князь Андрей, говоря об ужасах войны между людьми, напоминает и о необходимости для человека вегетарианства. Пленные французы, по словам Толстого, «разрывали руками кусок сырого мяса», бросая по сторонам «страшные и животные» взгляды.
Это результат моральной деградации носителей вражды — солдат-завоевателей. Но вот накормленные и обогревшиеся Рамбаль и Морель поют, обнявшись с русскими, песню, и звезды, одобряя возникший мир, «хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой». ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итак, пейзаж в книге Толстого — прежде всего необходимый компонент жизни как согласия и всеобщего единения, всеохватывающего мира. Но природные «персонажи» могут — в качестве спутников центральных героев «Войны и мира» — служить и символами их душевных состояний и важнейших моментов жизненного пути.
Эта их функция в особенности активна при изображении князя Андрея. Преодолеть первые серьезные разочарования в жизни князю Андрею помогло и дружелюбие отрадненских кудрявых берез. Но вот накануне Бородинского сражения Болконский вспоминает, глядя на березы, Наташу, а затем вновь останавливает взгляд на белой полосе этих деревьев. И теперь они и облака кажутся ему «чем-то страшным и угрожающим». В «Мертвых душах» Гоголя «белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки», символизирует исковерканную судьбу Плюшкина. О березах, увиденных Болконским перед Бородинской битвой, сказано, что они «тридцатилетние» и «с обрубленными нижними сучьями», — детали зловещие, предвещающие смерть.
Самым же страшным вестником ее стала для князя Андрея Полынь, Цветки которой, с их горьким запахом, он собирал на Бородинском поле. «Подле куста полыни» настигает героя и вражеская граната.
Народный символ горестной солдатской доли, полынь в «Войне и мире» — это еще и враг-сорняк. Но, побежденного, его можно и пожалеть. «И полынь на своем корню растет», — говорят русские солдаты, сочувствуя замерзающим французам, у которых тоже ведь есть матери, жены и дети. Мотив полыни в книге Толстого мог иметь сверх того и апокалиптическое значение предвестника конца света: такова «звезда Полынь» (по-древнерусски «Чернобыль») в Библии. Извечную тему «человек и природа» Толстой, таким образом, возвращает и к ее древним мифологическим истокам.
Идейно-композиционная роль пейзажа в «Войне и мире»