Идейно-тематическое богатство сборника П. Тычины «Солнечные кларнеты»
Павел Тычина как художник родился в 1918 году сборником «Солнечные кларнеты», который принес ему славу и признание. Он ознаменовал появление нового таланта, яркой художественной индивидуальности. На литературную ниву вышел поэт-лирик, который своим мастерством, искренностью и задушевностью, любовью к жизни и человеку принуждает вспомнить имена светочей национальной литературы — Шевченко, Франко, Леси Украинки.
П. Тычине судилась судьба гения. Автор «Солнечных кларнетов» — весь в ранней весне украинской революции, в предчувствии приближения всеочищающей грозы.
Образ «солнечных кларнетов» — это не только символ красоты вечно юной, наполненной красок и музыки природы, а и воплощение стремлений к всему солнечному, радостному, животворному, овеянному молодостью. Образ солнца, как источника жизни на земле, силы, которые дарит людям радость, выражает мечту поэта о счастливой жизни. А когда певец видел человеческое бедствие, когда тоска окутывала его сердце, он не падал в отчаяние.
Не угасала его вера в победу светлого, гуманистического над тьмой.
Лирический герой сборника — юноша, который богат и щедр душой, это романтик, влюбленный в красоту мира, в природу, в жизнь. Это олицетворение самой молодости, которая лишь ступила на жизненный порог и очаровывает свежестью и чистотой чувств, благородными порывами.
Стих «Ой не кройся, природа» раскрывает идею единства человека и природы. Расположение духа лирического героя находится в гармонии с природой: то печальный, то светлый прозрачный, будто краски золотой осени. Простой, обычный вид в стихе «Рощи шумят» захватывает художника обворожительностью рощи, реки, тучки в небе. Читаешь — и в воображении возникают образы: рощи шумят, звон гудит, тихий шепот трав, тучки бегут, небо, край — как золото.
Лирический герой захвачен красотой родной земли, приходом весны. Шум рощ — будто нежно тонные звуки арф, поэтому и название поэзии — «Арфами, арфами». Весна пробуждает глубокие думы, которыми переполнено все кругом, думы о грядущих боях, боях за человеческое счастье. В чистом воздухе — предгрозовое напряжение: «Будет бой огневой!».
Этим чувством охвачено сердце героя, человека, влюбленного в родной край..
Там, где мир полнится музыкантом, переливается красками, рождается прекрасное. А спутником его является любовь. Для Тычины где любовь — там красота, высокая поэзия. Его стихи «Не смотри так приветливо», «О любо Инна», «Цвет в моем сердце» привлекают тихой нежностью языком чистого и честного сердца. Молодость!
Это такая страна, в которой человеку за жизнь приходится побывать только один раз. Тычина открывает ее красоту через величественное и священное чувство любви.
Шест задумывается над философской темой Человека и времени. Поры года природы в «Пастелях» отвечают «порам» человеческой жизни. Осень — пора задумчивости, легкой грусти. Весна олицетворяет молодость. Лето — зрелость, совершеннолетие.
Природа, а с ней человек, живут по законам постоянной изменяемости, текучести, движения во времени и пространстве. Философия времени опирается в Тычине на поэтическое сопоставление человеческого века со временем. У человека » также свое утро, день, вечер и ночь. Первая постель дает волшебный рисунок утра.
В природе, веет чарами человеческого утра — детства. Оно оживает сказкой о зайчике, доверчивой беззаботностью, поэзией духовной «Пробежал зайчик. Смотрит — рассвет!
Сидит играется, Ромашкам глаза раскрывает». Но на смену этой картине приходит другая:
А на востоке небо пахнет. Северный черный плащ ночи Огневыми нитями стачивают, Солнце.
Черный и красно-огненный цвета развивают мотив борьбы света и тьмы, добра и зла, навевают мысль о быстротечности человеческой жизни. Важной темой сборника является проблема, национального возрождения угнетаемого и приниженного украинского народа. Поэма «Золотой гемин» — вера в национальное и социальное освобождения родной Отсюда — пафос овеянной мечтой воли, полное отсутствие недружелюбного отношения к другим народам. Поэма — гимн весеннему солнцу:
Над Киевом — золотой гимн, И голуби, и солнце! Внизу Днепр трогает струны.
События весны и лета 1917 года убаюкали общество. Это был «золотой гул» пробуждение. Даже «предки встали из могил… жертву солнцу приносят». Народ верит в свои силы:
Звездным утром припади ухом к земле — идут Идут люди в свое будущее И все поют, как вино: Я сильный народ, Я молодой!
Боль и тревога за судьбу родной земли возникают в образе скорбной матери, который есть традиционным в творчестве многих поэтов мира. «Проходила по полю…» — такими словами начинается! заканчивается каждый из стихов, тетраптих «Скорбная мать». Проходила Мать Мария и пыльный глаз не мог не заметить — «чей-то труп в ржах чернеет…» Свирепствует смерть в Украине:
Не быть никогда раю В этом кровавом крае, В крае, где даже к ветки зверобоя Из крови тут гурьбой Возросли на поле боя…
«Скорбная мать» — это боль и тревога за судьбу Родины, где украинская Голгофа.
В ранней лирике П. Тычины жизнерадостность, краея естественна для человека, влюбленность в волшебный мир перемежевывается и сияет яркими отсветами, которые символизируют большую тревогу, напоминают про тяжелые испытания времени, о человеческих трагедиях. «Солнечные кларнеты» — книга поэтических шедевров П. Тычины, которая очаровывает, облагораживает каждого, кто припадет к ней жаждущими устами.
Идейно-тематическое богатство сборника П. Тычины «Солнечные кларнеты»