• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Идейный смысл повести Толстого «Казаки»

 

Идейный смысл повести Толстого «Казаки»

В «Казаках» писатель сделал первую попытку соединить эпическое повествование о народной жизни с романом, в центре которого типичный толстовский рефлектирующий герои, тяготящийся связями со средой, пороки которой он видит и осуждает, и стремящийся найти себе место среди вольнолюбивых, смелых, во всем естественных людей, таких, как красавица Марьяна, отчаянно смелый казак Лукашка, старый охотник Ерошка. В Оленине нетрудно увидеть некоторые черты офицера действующей Кавказской армии Льва Толстого. Но если Оленин был отвергнут казачьей станицей, то Толстой оставил по себе добрую память у станичников, долго сохранявших с ним хорошие отношения.

В развязке «Казаков» некоторые критики-современники усмотрели повторение финалов пушкинских «Цыган» и лермонтовского «Героя нашего времени» и склонны были оценить повеет как «заминку» в творчестве Толстого. На самом же, еле «Казаки» явились произведением, подытожившим первое десятилетие писательской деятельности Толстого, его крупным достижением. Пожалуй, пи в одном другом из ранних произведений писателя пет такого тесного сочетания эпичности и психологизма, какое достигнуто в «Казаках». Новый уровень решения этой творческой задачи будет найден Толстым в его великих романах, и более всего — в «Войне и мире».

В первые месяцы после женитьбы, с головой окунувшись в семейные радости и заботы, Толстой мало писал. Вскоре он почувствовал острое раскаяние. Ему «на себя стало гадко». Он не хочет «всю поэзию любви, мысли и деятельности народной променять на поэзию семейного очага, эгоизма ко всему, кроме к своей семье».

В начальную пору работы над «Войной и миром» писатель возобновил школьные занятия с крестьянскими детьми, приходившими в вечерние часы. Это вносило оживление и разнообразие в замкнутый «монастырский» быт Ясной Поляны начала 60-х годов.

Эпоха 1812 года привлекла его внимание задолго до того, как он начал писать «Войну н мир».

Участвуя в кавказской войне, молодой Толстой изучил книги А. И. Михайловского-Данилевского «Описание Отечественной войны 1812 года» и «Описание войны 1813 года». Летом 1852 года оп записал в дневнике: «Читал Историю войны 13 года. Только лентяй или пи на что не способный человек может говорить, что не нашел занятия.- Составить истинную, правдивую Историю Европы нынешнего века. Вот цель на всю жизнь». В той же записи Толстой поясняет, чем интересна эта эпоха для художника и что должно руководить художником, взявшимся за ее изображение: «Есть мало эпох в истории столь поучительных, как эта, и столь мало обсуженных беспристрастно и верно, так, как мы обсуживаем теперь историю Египта и Рима.- Богатство, свежесть источников и беспристрастие историческое, невиданное — совершенство».

Эпоха войны с Наполеоном и, особенно, Отечественной войны 1812 года привлекает молодого Толстого прежде всего своей поучительностью. Спрашивается: для кого находил поучительной эту эпоху молодой писатель? Ответ более чем ясен: для своих современников. Толстой был поражен тем, как мало она изучена исследователями и как мало правды сказано о ней в трудах официальных историков, к числу которых принадлежал А. . Михайловский-Данилевский.

Многозначительна Эмоциональная концовка дневниковой записи, свидетельствующая о громадной увлеченности художника захватившей его темой. Толстой был поражен мыслью о богатстве и свежести источников об эпохе 1812 года, которые как бы сами просятся в руки художника. Читая Карамзина, Толстой делает обширные выписки и замечает, что это чтение вызвало у него «пропасть хороших мыслей». В дневниковых записях декабря 1853 года он говорит о своем решении «написать русскую историю с Михаила Романова до Александра Благословенного, объясняя человечески все исторические события». Он определяет здесь главный принцип художественного изображения исторических событий, которому собирается твердо следовать в своем творчестве: «Каждый исторический факт необходимо объяснять человечески и избегать рутинных исторических выражений». И — важное добавление к этой записи: «Эпиграфом к истории я бы написал: «Ничего не утаю». Мало того, чтобы прямо не лгать, надо стараться не лгать отрицательно — умалчивая».

Эти слова связаны мыслью с уже приводившимся нами программным заявлением Толстого, которым он заканчивает один из своих Севастопольских рассказов. Избрав правду — главным и единственным героем своего репортажа с бастионов Севастополя, сделав ее героем всех своих произведений о современности, Толстой, с той же решимостью быть до конца правдивым, вынашивал замыслы произведений па исторические сюжеты.

С позиций правды молодой Толстой резко критикует труды официальных историков, тенденциозно освещающих исторические события, замалчивающих роль народа в этих событиях, не понимающих главных особенностей характера русского народа, которые со всей силой и полнотой раскрываются в особо трудные и опасные периоды его истории. Резкое отрицание казенной историографии, выяснение связей между историей и современностью — вот что неизменно характеризовало обращения Толстого к историческим темам и сюжетам.



Идейный смысл повести Толстого «Казаки»

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание повести Толстого «Казаки» Ранним зимним утром от крыльца московской гостиницы Шевалье, простясь с друзьями после долгого ужина, Дмитрий Андреевич Оленин отъезжает на ямской...
  2. Идейный смысл названия новеллы «Двойной круг» «Двойной круг» — это название первой новеллы романа Ю. Яновского «Всадники». Трагические события, описанные в ней: пять братьев Половцев встречаются...
  3. Идейный смысл финала эпопеи «Тихий Дон» Роман М. Шолохова «Тихий Дон» — произведение, носящее исторический характер. Здесь автор поднимает вопрос о том, что есть война в...
  4. Смысл названия романа — мир отрицает войну «Война и мир» была написана в 60-е года прошлого века. Правительство Александра отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли,...
  5. Образ Николеньки в повести Толстого «Детство» Светлыми, поэтическими красками рисует Толстой детство Николеньки. Его душа открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы они еще ограничены...
  6. Мои впечатления от повести Толстого «Детство» Л. Н. Толстой не только великий русский писатель признанный во всем мире, но и грандиозный символ русской культуры. Его жизнь...
  7. Сочинение по повести Толстого «Xаджи-Мурат» В период подготовки первой русской революции Толстой все острее и острее ощущал кричащие противоречия между обездоленным и голодным народом и...
  8. Композиция и смысл рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в математике. К художественной литературе оно...
  9. Публицистика А. Толстого Публицистика А. Толстого 20-40-х годов жанрово и тематически разнообразна. Писатель доводит до совершенства жанры очерка и литературно-критической статьи, обзора и...
  10. Метод художественного изображения войны в творчестве Толстого В Севастопольских рассказах Толстого уже отчетливо определился метод художественного изображения войны в полную силу проявившийся на страницах «Войны и мира»....
  11. Сочинение размышление: В чем смысл жизни на примере повести Солженицына Сочинение по повести Солженицына «Раковый корпус». В России бывало время, когда молчание было единственным шансом на спасение, но даже в...
  12. Сюжетная основа произведений Толстого «Севастопольские рассказы» и «Декабристы» Русский писатель Лев Николаевич Толстой оставил после себя мудрое великое наследие. Родился он в Ясной поляне 9 сентября 1828 года....
  13. «Какая сила управляет всем?» (Взгляд на историю в романе Л. Н. Толстого «Война и мир») Народная стихия как величайшая историческая сила. В результате шестилетнего титанического труда Л. Толстой создал роман-эпопею «Война и мир». Работая над...
  14. Идейный мотив повести Гайдара «Судьба барабанщика» Повесть «Судьба барабанщика» написана барабанщика» Гайдаром в 1938 году. Она рассказывает о суровых испытаниях, выпавших на долю тринадцатилетнего мальчика Сережи...
  15. Философия войны у Толстого (на примере романа «Война и мир») В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира — труд и счастье, свободное, естественное и...
  16. Деятельность Толстого-публициста (Творчество А. Н. Толстого (1883-1945)) Возвращение на родину становилось для А. Толстого насущной необходимостью: жить без родной почвы он не мог. В открытом письме Н....
  17. Сюжет, герої, проблематика розповіді або повести Л. Н. Толстого Твір по літературі: Сюжет, герої, проблематика розповіді або повести Л. Н. Толстого Використовувати два добутки Товстого Розповідь «Поликушка» малює події...
  18. Мои впечатления от повести Толстого «Отрочество» Повесть «Отрочество» начинается с описания возвращения всей семьи в Москву после похорон матери. Рассказывая в повести «Отрочество» о своей первой...
  19. Темы сочинений и рефератов по лирике А. К. Толстого 1. Тематика и проблематика лирики А. К. Толстого. 2. Тема России в лирике А. К. Толстого. 3. Пейзажная лирика А....
  20. Мои впечатления от повести Толстого «Юность» Толстой возвратился в Москву после учебы в Казанском университете и поселился с октября 1948 по февраль 1849 года в Малом...
« Разноплановость смеха «Василия Теркина»
Твір за романом А. Камю «Чума» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения