Идея бессмертия в романе М. Стельмаха «Правда и несправедливость»
Человек всю жизнь, все века искал правду. Находил и терял, и снова искала, так как без правды не следует жить на земле. Поэтому М. Стельмах в своем романе «Правда и несправедливость» и поднимает идею торжества, идею бессмертия правды, бессмертия народа.
С его страниц предстает передо мною во всем своем величии и красоте — мой народ, который создавал историю. Эта история замешана на слезах и издевательствах, на страданиях и крови, но из нее строится величественное сооружение, название которому — Правда. В украинском фольклоре издавна живет легенда о Марке Проклятом, «наказанном бессмертием».
В романе Стельмаха это бессмертие добыто в неисчислимых боях: боях на фронте во время войны, боях на хозяйственном фронте, боях с обидчиками, подхалимами и разгильдяями — боях за Правду. Это бессмертие Марк черпает в бессмертии народном, в своей безграничной любви к Родине: «наверное, поэтому и выжил, что видел не хищные химеры и страх, нацеленные, направленные на человеческое сердце, а тихую мать с грудным ребенком…». А Родина — это и народ, это и отец с матерью. Трагически погиб в бою с деникинцами Трофим Бессмертный.
На его могиле из креста выросла верба. И с тех пор, наверное, и вынес Бессмертный-Сын светлую любовь к правде и черную ненависть к несправедливости. Марк будто понес в жизнь невысказанные родительские завещания — больше всего любить людей и родную землю. Марк и в самом деле бессмертный: бессмертный в своей любви к людям, в своих заботах о них. Увидев, что встречными планами у людей забирают последнее, он, выполнив хлебосдачу, остаток зерна раздает людям.
Но Антон Безбородько это считает преступлением. Вот здесь и столкнулись правда и несправедливость, правда, замешанная на человеческих слезах, и несправедливость, «построенная» на ненависти к людям, на зависти. Кто из них победит, кто найдет силы выстоять?
Марк Бессмертный Находит в себе силы бороться, бороться в любой ситуации. С наганом принуждает он Безбородько лезть в ледяную воду, чтобы тот понял, что совершает преступление, принуждая девушек и женщин мочить коноплю в такой холод. Уполномоченного из области Киселя Марк не побоялся прогнать с поля, когда тот «для сведения» приказал преждевременно начинать жатву. Он не молчит, так как ощущает, что делает правильно, что от этого улучшится жизнь простого труженика-колхозника. За это Марка очень ценят люди, называют его «настоящим» головой, так как «в голове и в душе имеет понятие и о земле, и о людях, и о конях, и о хлебе святом, и о рыбе в воде, и о птице в небе, и о вдове несчастной, и о сироте безродной».
Этот правдоискатель мечтает и делает все для того, чтобы люди скорее перешли жить в настоящие дома, а не плакали в землянках, чтобы всегда на столе был хлеб, чтобы вдовы не ощущали себя совсем никому не нужными, чтобы счастливыми росли дети, чтобы они учились. Когда настанет такое время, тогда, по мнению Марка, правда победит. К счастью, он не один, у него есть единомышленники.
Это и Григорий Заднепровский, и конюх дед Евмен, и секретарь райкома Борисенко, и глава соседнего колхоза Пивовар. Не принимают эти люди фашизма, который искалечил жизнь многих людей, не принимают несправедливость, которая делает из человека раба: «То будь проклято навеки то серебро и золото, из которого вылупливаются гитлеры, будь проклято и то семя, из которого появляются палачи и убийцы, будьте прокляты и те…, которые не умеют любить человека, его род, его обычные земные заботы, радости и высокие порывы». Разве такие люди могут проиграть хотя бы одну битву?
Не могут, так как ведет их вперед чувство обязанности перед людьми, ощущение правильности их действий, мысли о правде, о бессмертии. Эти мысли помогали Марку в годы войны, поддерживали во время заключения в тюрьме и на пленуме райкома, во время решения сложных проблем.
Эти мысли не дали сломаться Григорию Заднепровскому в турецкой тюрьме и за украинской решеткой. Они вдохновили его написать книгу, в которой правда есть хотя «и горькой, и нелегкой, и полуголодной… но это правда». В жизни, где побеждает, торжествует правда, нет места несправедливости и обидчикам — поэтому всех их снято с должностей или они арестованы.
Так как правда будет жить вечно! Какими бы не были тяжелыми испытания, суровыми ошибки, страшными воспоминания, правду не принудишь согнуться, как попрошайку под чужими плетнями, так как она будет всегда властвовать на земле. Она войдет в бессмертие, как ее «сын» Марк, которому еще при жизни был установлен памятник. Он и его друзья знают, что жизнь прекрасна.
Но необходимо, я думаю, утвердить справедливость, жить по правде — без боли и стыда.
Идея бессмертия в романе М. Стельмаха «Правда и несправедливость»