Игра как средство развития дошкольников
Значение игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Автор: Черных Наталья Романовна, воспитатель МБДОУ «Журавлик», РС Алданский район, пос. Нижний Куранах.
Опыт работы воспитателя говорит о большом влиянии игры на психологическое и умственное развитие дошкольника, что способствует полноценному формированию личности.
Данная статья предназначена для воспитателей МДУ и родителей.
Цель работы : показать значение игры как ведущей деятельности ребенка — дошкольника
Игра как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
В каждом периоде человеческой жизни существует определенная деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст — это возраст игры. Дети всех времен и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребенка.
Игра — сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий.
Австралийский психолог З. Фрейд в своих трудах отмечал, что дети играют в силу того, что у них есть подсознательное чувство пола.
Тихонов в своих письмах » Без адреса » проанализировал содержание детских игр и утверждал, что игра возникает после труда и на его основе, так как в игре дети отражают труд взрослых. Игра — дитя труда, который предшествует ей по времени. На ранних стадиях развитие человеческого общества уровень производительных сил был низок, люди занимались собирательством и охотой. Дети очень рано начинали помогать родителям, участвовать в общем труде, данных о существовании игры на этом этапе нет, но появляются орудия труда.
Нужно детей подготовить к жизни и труду. Взрослые создают облегченные, уменьшенные в размере орудия труда. Дети упражняются овладевать навыками, причем, их деятельность близка к деятельности взрослых. Но орудия труда продолжают усложняться и уже невозможно изготавливать все виды орудий в уменьшенном виде.
Ребенок не может принять непосредственное участие в труде, его положение в обществе меняется. Появляется изобразительная игрушка, которая сохраняет внешнее свойство с орудием труда. С ней нельзя упражняться в выполнении действий, можно изображать их.
Играя дети стали воспроизводить трудовую деятельность взрослых и их взаимоотношения.
Психологическое обоснование игры дали Сетчинов и Павлов. Каждому человеку присуще жажда знаний. Павлов назвал это рефлексом » что такое «.
Дети очень наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему они отражают в игре то что видят, таким образом в основе игры лежит рефлекс «что такое » — стремление познать окружающий мир и отражать это в игре. Есть не в пример другим наукам совсем не хитрая мысль — как распознать по детским играм, чем озабочена страна. Игры детей являются зеркалом общества, так как в их играх отражаются конкретные общественные явления, каждое общество различными путями, сознательно или стихийно влияет на игру. Но игра может существовать в обществе при определенных условиях — социальных.
Если взрослые обеспечивают материальные условия детям для их существования, то создаются возможности для развития игры. Но не всякое общество может создать такие условия, и дети рано включаются в тяжелый физический труд. Значит спутник их детства — игра отсутствует.
Макаренко отмечал, игра имеет важное значение в жизни ребенок, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание юного деятеля происходит, прежде всего, в игре.
В самом младшем возрасте ребенок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надеваться. Но даже и в эту работу он вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребенку поручают все более сложные работы.
Но игра составляет в этом главное занятие ребенка.
Игра как средство развития дошкольников