«Имя твое — птица в руке…» анализ стихотворения Цветаевой
Произведение «Имя твое — птица в руке…» было написано Мариной Цветаевой в 1916 году. Известная поэтесса отличалась свободолюбивым характером и никогда не пыталась подражать стилю какого-либо поэта или писателя. Она чтила многих творческих людей, но это уважение редко переходило в искренний восторг. Однако для Цветаевой существовал человек, которого она действительно обожествляла.
Ему и было посвящено данное стихотворение. В тексте не указано конкретного имени, однако все понимали, что Цветаева посвятила произведение Александру Блоку, своей родственной душе и вдохновителю. Цветаева не была знакома с ним лично, но видела между собой и известным символистом схожие черты характера и экспрессию, которая их объединяла.
Любовь поэтессы выходит за грани литературы, превращается в истинную страсть и преклонение. За всю жизнь Марина Цветаева посвятила Блоку 21 произведение, самое известное из которых — «Имя твое — птица в руке…».
Марина Цветаева обладала собственным, уникальным стилем написания поэзии и прозы. Поэтесса никогда не пыталась принадлежать к какому-то определенному творческому течению. Стихотворения, которые она писала в 1916 год и позже, не принято относить ни к одному из существующих литературных направлений.
Стихотворение «Имя твое — птица в руке…» написано Цветаевой в одном из ее любимейших литературных жанров — любовной лирике. Признаком этого выступает обожание лирического героя и романтический портрет неназванного поэта, описывающиеся в строках произведения. Любовь Цветаевой нельзя охарактеризовать, как прекрасную или наоборот, несчастливую, — такое духовное обожание не требует взаимности.
Излияние удивительных человеческих чувств и переживаний Цветаевой по своей сути является монологом.
Главная тема произведения — это любовь, не физическая и даже не духовная. В первых двух строфах кажется, что поэтесса обожает лишь на расстоянии, опасаясь приблизиться к объекту любви, как будто к божеству, но уже в последней строфе мелькают интимные «поцелуй в глаза», «поцелуй в снег».
«Имя твое — птица в руке…» не имеет развивающегося сюжета. По своей сути, все стихотворение — это переживания лирического героя и набор его ассоциаций, связанных с творчеством Александра Блока. Его образ нарисован иносказательно; так, адресат стихотворения нигде не упоминается, но даже последнее слово произведения — «глубок» — содержит в себе все буквы имени, столь сокровенного для Цветаевой.
Произведение является небольшим по объему — всего три строфы по шесть строк. В синтаксисе бросается в глаза практически полное отсутствие глаголов, что придает стихотворению яркую описательную окраску, подчеркнутую образность. Не встречается сложных или распространенных предложений, короткие фразы поэтессы производят впечатления красок, которые воедино сливаются в один целостный портрет.
Стихотворение написано разностопным Дактилем — стихотворным размером, каждая из стоп которого состоит из трех слогов с ударением на первом. Строки соединены между собой чередованием мужской и женских рифм — данный прием характерен для всего творчества Цветаевой. Общая канва стихотворения создается с помощью смежной рифмовки со схемой ААВВ.
Несмотря на то, что такой способ составления рифм считается самым распространенным и простым, в данном стихотворении он играет особенную роль, задавая быстрый ритм и динамику прочтения. В сочетании с короткими, отрывочными предложениями это создает чувство диссонанса, необычную экспрессию.
Для выражения собственных чувств Цветаева использовала многообразные тропы, которые усиливают поэтическую мощь стихотворения. Среди них такие средства художественной выразительности, как Эпитеты , Метафоры , Олицетворение и Оксюморон . Все перечисленные тропы создают особенную образность и яркую музыкальность текста, словно читатель способен увидеть каждый штрих, услышать каждый звук, описанный поэтессой.
Марина Цветаева и Александр Блок — одни из наиболее известных поэтов Серебряного века. Их произведения читаются во всем мире. Стихотворение «Имя твое — птица в руке…» уникально тем, что одновременно прославляет одного творца и в то же время показывает необычайный талант второго — своего автора.
«Имя твое — птица в руке…» анализ стихотворения Цветаевой