Индивидуальный стиль литературного произведения
Индивидуальным воплощением художественного метода является стиль. Если метод определяет общее направление творчества, стиль отражает индивидуальные свойства художника слова. Согласно с метким высказыванием Л. Тимофеева, «в методе находят в первую очередь то общее, что связывает художников, а в стиле — то индивидуальное, что разделяет их: личный опыт, талант, манеру письма». Стиль — это совокупность художественных особенностей литературного произведения. В более широком понимании стилем также называют систему художественных средств и приемов в творчестве отдельного писателя, группы писателей (течения или направления), целых литературных эпох.
Термин «стиль» происходит от латинского слова «stilos», которое означало заостренную палочку для писания на вощаных дощечках. Впоследствии, благодаря метонимии, стилем именуют именно письмо, почерк, своеобразие состава, а позже — индивидуальные особенности творчества писателя в целом. Понятие стиля сегодня является многогранным, а во многих аспектах — неопределенным. О стиле говорят не только в литературоведении, а и в лингвистике, искусствоведении, эстетике, культурологии. В разнообразных областях общественной жизни и быта также применяют понятие стиля (стиль работы, стиль одежды, стиль игры, и тому подобное). В литературоведении многозначность понятия также наблюдается: исследователи рассматривают стиль эпохи и стиль направления и течения, стиль писателя и стиль определенного периода его творчества, стиль произведения и стиль его отдельного элемента. Одни литературоведы считают правомерной такую универсальность категории стиля, другие утверждают, что возможно вести речь лишь об индивидуальном стиле писателя, третьи — лишь о «великих» стилях, связанных с эпохами и литературным направлением.
Самым распространенным в науке о литературе является понимание стиля как индивидуальной творческой манеры, «творческого лица» отдельного писателя. Александр Блок утверждал «Поэты интересны не тем, что у них есть общего, а тем, чем они отличаются друг от друга». Стиль писателя связан не только с избранным художественным методом, но и с творческой индивидуальностью художника. Согласно знаменитого афоризма французского ученого Бюффона, «стиль — это человек». Интересно, что такой подход к стилю имел место еще в античные времена. Выдающийся древнегреческий философ Платон, отмечая связь стиля с творческой индивидуальностью, писал: «Каким является стиль, таким является характер». А древнеримский драматург Сенека говорил, что стиль «является лицом души». Многие из литераторов XX века также подобно объясняют стиль. Так А. Блок отмечал: «Стиль всякого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный взгляд может увидеть душу за стилем…». Стиль литературного произведения связан не только с «содержанием души» его автора. За стилем можно увидеть также и образы произведения, героев, характеры, идейное содержание. Например, стилю «Постороннего» Альбера Камю присущие свои художественные особенности. «Посторонний», согласно с высказыванием Д. Наливайко, «…впечатляет чрезвычайной сдержанностью и прямотой высказывания, бедностью эпитетов и почти полным отсутствием тропов, какой-то преднамеренной обесцвеченностью».
Эти стилевые особенности, говорит ученый, «…находятся в прямом соответствии с содержанием произведения, сущностью героя и обусловливаются ими». Стилевое своеобразие «Постороннего» не только раскрывает экзистенциальную «душу» Камю. Принимая во внимание то, что пересказчиком в повести является сам «посторонний», Мерсо, стиль произведения выражает структуру мировосприятия главного героя, его экзистенциальное сознание, для которого «существуют лишь настоящее, имеется то, что в данный момент воспринимается чувствами. Причинно-следственные связи ослабляются, и каждый предмет, каждое чувственное мгновение тяготеет к отделенному существованию». Отсюда — специфика стиля «Постороннего», в котором, по словам Ж.-П. Сартра, «между каждой фразой мир уничтожается и возрождается», и каждая фраза произведения — это «остров». Некоторые ученые рассматривают индивидуальный писательский стиль как своеобразие языка. Однако такой взгляд, характерный для стилистики как раздела языкознания, для исследования явлений литературы является слишком узким. В. Жирмунский писал: «В понятие стиля литературного произведения входят не только языковые средства, но также темы, образы, композиция произведения, его художественное содержание, воплощенное словесными средствами, но не такие, которые исчерпывается словами». Все это — носители стиля. К ним можно отнести также сюжет и жанр. Стиль — это явление целостное. Согласно с высказыванием В. Жирмунского, понятие стиля «…означает не только фактическое сосуществование разных приемов.., а внутреннюю взаимную их обусловленность, органическую или систематическую связь, которая существует между отдельными приемами». И хотя стиль связан с категорией художественной формы, с оригинальным использованием определенных художественных приемов и средств, необходимо видеть в стиле также и связь с содержанием произведения, с его идеей, проблематикой, писательским мировоззрением.
Тот же В. Жирмунский утверждает: «Художественный стиль писателя являет собой выражение его мировоззрения, воплощенное в образах языковыми средствами». Поэтому-то стиль как явление формы «невозможно изучать в отрыве от идейно образного содержания произведения». Индивидуальный стиль — явление неповторимое. Он является свидетельством художественного таланта автора. Недаром великий Гете считал, что далеко не все писатели имеют свой стиль. Стиль, по мнению Гете, является наивысшей степенью художественного совершенства, которой достигают лишь отдельные мастера. К средним литераторам автор «Фауста» применяет термин «манера», а для «наихудших» — «наследование». Тем, чем для Гете является «стиль», для В. Белинского является «состав»- в XIX веке это распространенное понятие было синонимическим стилю.
Состав, по мнению Белинского, — «…это сам талант, сама мысль. Состав — это рельефность, наглядность мысли; в составе весь человек; состав всегда оригинален, как личность, характер. По почерку опознают руку человека и по почерку определяют достоверность собственноручной подписи человека — по составу опознают великого писателя, как за кистью — картину великого живописца». Похожее мнение выражает и Антон Чехов: «Если у автора нет «состава», он никогда не будет писателем». Величайшие писатели всегда уделяют огромное внимание своему стилю, работе над ним. «Все, что у меня есть, — это мой стиль», — говорил блестящий стилист Владимир Набоков. А великий французский писатель Гюстав Флобер мечтал написать книгу, которая бы держалась исключительно на внутреннем достоинстве стиля. Благодаря стилю художник творчески воспроизводит или превращает, художественно прорабатывает жизненный материал. Общие темы, проблемы, события приобретают в индивидуальном стиле писателя свою художественную неповторимость, ведь они «пропускаются» через личность художника. Стиль, «стилос» — когда-то заостренная палочка, а в настоящее время «перо», является, по выражению Франца Кафки, не просто «инструментом», а «органом писателя».
Индивидуальный стиль литературного произведения