Интеллигенция в произведениях М. Булгакова
Белая и Красная армии. Я думаю, эти понятия знакомы всем школьникам среднего звена из курса истории. Но, к сожалению, история предоставляет нам информацию о событиях, происходивших в начале XX века, однобоко. Так, например, я долгое время считала, что Красная Армия — честные «богатыри», боровшиеся за справедливость, а белая армия — зло, которое мешало установиться этой самой справедливости.
Но ведь существует и оборотная сторона медали, которую я смогла разглядеть благодаря произведениям Михаила Афанасьевича Булгакова. Ведущей темой произведения «Белая гвардия» стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Булгаков противопоставляет окружающему хаосу стремление сохранить нормальный быт, «кремовые шторы», лампу под абажуром, всегда белую и накрахмаленную скатерть.
Семья Турбиных — типичная интеллигентная семья военных, где старший брат Алексей — военный врач, младший брат Николка — юнкер, сестра Елена — замужем за капитаном Тальбергом. Они живут в большой квартире, где есть библиотека, где играют на пианино и, подвыпив, поют запрещенный российский гимн. В этот дом всегда можно прийти.
Здесь не очень удивятся неожиданному появлению кузена из Житомира Лариосика и приютят его. Это дружная семья, все любят друг друга, а если будет нужно, то пожертвуют самым дорогим и святым, лишь бы все были вместе, живы, здоровы и счастливы. Белое движение погибает, так как у него нет настоящей цели и никакого смысла для существования, но хочется верить, что все герои этого романа действительно станут счастливыми, что их минует участь многих интеллигентов страшных 30-х, 40-х, 50-х годов непростого XX века. В повести «Собачье сердце» описывается столь же нелегкая судьба интеллигенции, представленной в образах профессора Преображенского и его окружения. Профессор так же, как и семья Турбиных, хочет сохранить свой привычный быт: есть в столовой, оперировать в операционной, спать в спальне.
Но несносный Швондер, а вместе с ним и результат необдуманного биосоциального эксперимента Преображенского Шариков никак не могут этого понять. Их цель — отобрать все у всех и разделить поровну, чтобы, якобы, восстановить справедливость. Но на самом деле они пытаются урвать кусок для себя. И правильно замечает Филипп Филиппович, что разруха царит не в стране, а в головах.
В романе «Мастер и Маргарита» интеллигенция представлена, на мой взгляд, в образах Мастера и Маргариты. Они заметно отличаются от окружающих их лицемерных, духовно мертвых, «думающих нажраться лучше как» людей. Мастер в романе чуть ли не единственный служитель настоящего искусства. И оказывается, что ему и его возлюбленной нет места на земле. Таким образом, мы видим, что судьба интеллигенции отнюдь не простая.
Большевики не хотели понимать того, что все они — люди, которым свойственны любовь, переживания, преданность, желание сохранить свой привычный быт, уют в доме. По-моему, Булгаков хотел показать и то, что интеллектуальное развитие неразрывно связано с развитием духовным, что искусство божественно и приобщение к нему может склонить человека к поиску истины и стремлению к добру. А ведь если творить добро, то зло навсегда покинет наши души, и, значит, мир станет лучше и счастливее.
Интеллигенция в произведениях М. Булгакова