Интересное повторение
«Конечно, — пишет В. Белкина, — просмотрев после урока тетради, стихотворных шедевров я не обнаружила. Да и времени для них было мало. Но сама идея оказалась очень эффективной в том плане, что заставила напрячься даже самых беспомощных бездельников: были варианты всего с одной-двумя строчками — Т Арханы… Р Оман » Герой нашего времени»…
На 15 лет младше Пушкина…
Интересно было отметить, что путями шли самыми разными. Кто-то, например, просто открыл оглавление сборника стихотворений: » Л Исток», » Е Врейская мелодия», » Р Одина», » М Олитва», » О Тчего», » Н Ебо и звезды», » Т Ри пальмы», » О Правдание», » В Алерик».
Кто-то пытался создать связный текст.
Л Ермонтовская судьба складывалась драматически.
Е Го бабушка была властной, хотя внука любила.
Р Аннее детство наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.
М Ать умерла, когда сыну было всего три года.
О Н рос очень влюбчивым и самокритичным.
Н Аписав стихотворение, посвященное смерти Пушкина, обрел известность.
Т Ворческий путь был недолгим.
О Диночество — вот что мучило Лермонтова всю жизнь.
В Ыстрел Мартынова поставил фатальную точку.
А на доске в ходе урока у нас получилось следующее.
Л Ирика — основная часть творческого наследия Лермонтова.
Е Лизавета Алексеевна Арсеньева — бабушка Лермонтова, его воспитавшая.
Р Омантизм — литературное направление, ярким представителем которого был Лермонтов.
М Ама Лермонтова умерла, когда ему было три года.
О Тец Лермонтова почти не встречался с сыном.
Н Еобыкновенные, глубокие, грустные глаза Лермонтова запомнились современникам.
Т Арханы — место, где рос Лермонтов и где он похоронен.
О Диночество — главный мотив творчества Лермонтова.
» В Ыхожу один я на дорогу…» — одно из лучших стихотворений Лермонтова.
Понятно, что этот усредненно-учебный вариант меркнет перед живой непосредственностью , но, независимо от того, что осталось в каждой тетрадке, задача урока — восстановить в памяти то, о чем шла речь три с лишним месяца назад, — была выполнена с легкостью».
Интересно, что почти одновременно с письмом В. Белкиной мы получили материал на конкурс по произведениям А. И. Солженицына, где схожий прием был применен Татьяной Поповой из г. Вихоревка Иркутской области: «Рассказ на тему «жизнь и судьба» заменяю экспресс-формой, побуждающей ребят самостоятельно искать ключ к великой судьбе… в фамилии автора. Дома они формулируют фразы, отражающие главные события биографии, причем начинаться эти фразы должны с согласных букв, образующих фамилию. Таким образом, сколько согласных букв, столько ключевых моментов судьбы.
С 1942 по 1945 год воевал на фронтах Великой Отечественной.
Л Ишен свободы на 8 лет из-за обнаруженной в переписке критики Сталина.
Ж Изнь на волоске в возрасте 35 лет.
» Н Овый мир» в 1962 году опубликовал рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший автора знаменитым.
Ц Юрих — город, с которого в 1974 году началась эмиграция писателя, лишенного советского гражданства.
Н Обелевская премия, присужденная в 1970 году.
Прием не бесспорный, однако достаточно эффективный в плане развития мыслительных и творческих способностей, при этом процесс знакомства с биографией обретает личностную значимость. Варианты, предлагаемые учениками, могут различаться как по сути, так и по форме. Обсуждение станет хорошим началом разговора о различии человеческих мнений вообще и способов их выражения в частности».
Вера Аркадьевна Белкина, Доцент СУНЦ НГУ, учитель литературы лицея № 130 г. Новосибирска
Интересное повторение