Искусственность унижает и опошляет все то, к чему она прикасается
Для того, чтобы лучше понять высказывание критика 19 века Д. И. Писарева, необходимо разобраться, что такое искусственность. Это слово является однокоренным для слова «искусство», которое, согласно словарю Эфрона, означает «специфический вид отражения и формирования действительности человеком в процессе художественного творчества в соответствии с определенными эстетическими идеалами». Настоящие предметы искусства появляются, когда к людям приходит вдохновение, когда талантливый человек вкладывает в свое творение не только кропотливый физический труд, но и душу. Практически всегда настоящий творец не задумывается, зачем он пишет картины, сочиняет книги или лепит скульптуру.
Так хочет его сердце и душа, а что потом будет с этими творениями, найдут ли они своих зрителей и ценителей — эти вопросы возникают впоследствии. Слово «искусственность» в словарях употребляется по отношению к чему-либо: искусственный интеллект, искусственный спутник, искусственный язык и т. д. Ключевым моментом в раскрытии этих понятий является следующее: они «сконструированы целенаправленно», то есть специально созданы или разработаны человеком для каких-либо целей. В отличие от искусства, где есть только вдохновение и душа творца, искусственность служит определенной цели. Таким образом, искусственность противоположна естественности, откровенности. Искусственность может проявляться в разных областях, например, в сфере искусства.
Картина, представляющая собой грамотное сочетание технических тонкостей, написанная дорогими красками, помещенная в прекрасную оправу, но сделанная ради славы или денег, будет искусственной. В то же время, творение, созданное с любовью и с душой, пусть простым карандашом на клочке альбомного листа, — уже искусство! Также и в сфере человеческих взаимоотношений. Многие люди предпочитают скрывать свои чувства, говорить в лицо одно, а за спиной — совсем другое, лицемерить и играть. Для большинства окружающих эта игра будет явной и неприятной, потому что эмоции и чувства не терпят искусственности.
Ярким примером этого явления в обществе служит комедия Грибоедова «Горе от ума». Фамусовская среда — образец лицемерия и искусственности. В этом обществе умение вовремя притвориться, сыграть цениться больше, чем личные качества и черты характера. Вся эта игра и притворство служат одной цели: устроиться на выгодное место работы, занять важный пост, попасть в высшие слои общества, удачно жениться или выйти замуж. И каким же пошлым предстает перед нами Молчалин в своей любви к Софье, в своем унизительном подчинении Фамусову!
Жизненные принципы Молчалина можно охарактеризовать следующими цитатами: «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь», «Угождать всем людям без изъятья — / Хозяину / Начальнику / Слуге его «. Искусственность становится верным спутником этого героя, иногда он сам не различает, где искренен, а где — лицемерен. Вспоминаются слова Сергея Довлатова: «Рожденный ползать, летать не хочет».
Они хорошо характеризуют жизненную позицию Молчалина. Зачем стремиться к высоким идеалам, если все решается гораздо проще? Он помнит, что «чтобы чины добыть, есть многие каналы». Какие? «Там моську вовремя погладит, / Тут в пору карточку вотрет…» Как все просто, правда?
Молчалин помнит, что завещал его отец: «угождать всем людям без изъятья». Вот он и старается: льстит всем, кто может быть полезным. Но с теми, от кого нельзя получить выгоду, Молчалин не такой покладистый. С Лизой он повеса, забывает о робости и воспитанности, соблазняет девушку сомнительными подарками, расписывая их, словно приказчик галантерейной лавки, что не свойственно приличному и воспитанному человеку. Искусственность, коснувшись Молчалина, поглотила его, сделав пошлым, циничным человеком, а в глазах других — лицемерным шутом в доме Фамусова.
Противоположностью этого героя в комедии является Чацкий, но боящийся быть естественным и откровенным, в конце произведения разоблачающим ложь Молчалина. Чацкий привлекает читателя своими суждениями, смелостью. Он нашел в себе силы противостоять фамусовскому обществу, хотя понимал, что его никто не примет.
В итоге случилось еще хуже: Чацкого признали сумасшедшим и вынудили покинуть дом Фамусова. Но для меня его честный, открытый образ намного привлекательнее лицемерия и наигранности Молчалина. Неискусственные чувства и эмоции, то есть свободное выражение своей точки зрения, признания в любви, смелость говорить правду в лицо, должны быть идеалами взаимоотношений между людьми.
Лучше сказать человеку то, что ты о нем думаешь, чем прикидываться его другом. Лучше отстаивать свое мнение, чем менять его в зависимости от того, кто является слушателем — сторонник или противник. Лучше быть честным с самим собой, чем тешить самолюбие искусственными надеждами и иллюзиями.
Я полностью согласен с высказыванием Писарева и считаю, что нужно опасаться искусственности и быть естественным и откровенным с окружающими и с самим собой.
Искусственность унижает и опошляет все то, к чему она прикасается