Исповедь писателя в стихотворении «Журналист, читатель и писатель»
В «Журналисте, читателе и писателе» исповедь писателя трагична. Писатель не видит пока выхода из трагедии и трезво оценивает реальную ситуацию. Недаром стихотворение оканчивается многоточием, а не радостным и ликующим выводом, как у Хомякова — «И песнь гремит, блестит, играет, Предчувствий радостных полна; И звонкий стих в себе вмещает Времен грядущих семена». Подвергая сомнению поэзию мечты, Хомяков приходит к ее утверждению, отказываясь от обличительной поэзии и уповая на поэзию веры. Писатель в лермонтовском стихотворении не приемлет ни поэзию мечты, ни поэзию обличительную, но в его субъективную позицию проникает важный момент объективного знания жизни. Поэтому его позиция оказывается противоположной Хомякову. Центральным моментом, определяющим смысл поэтического творчества, становится ответный отзыв толпы:
К чему толпы неблагодарной Мне злость и ненависть навлечь…
Внутреннее побуждение к творчеству у Хомякова выступает независимо от реальной жизни, тогда как Лермонтов настаивает на единстве внутреннего побуждения («Тогда пишу.- Диктует совесть, Пером сердитый водит ум…») и его объективной оправданности. Смысл творчества поэта неотделим от восприятия толпы. Речь поэта остается пророческой, несмотря на непонимание толпы, но вследствие непонимания она предстает всего лишь «бранью… коварной».
Так Лермонтов затрагивает одну из самых острых проблем — сближение поэта и толпы. Романтическая трагедия избранной личности неожиданно получает новое освещение, увязывается с просветительскими задачами в широком смысле слова. На этом фоне выступает третья фигура — Журналист, в обязанность которого и входит духовное образование публики, ее просвещение.
Объективировав три главнейшие фигуры литературного процесса, обнажив точки их совпадений и отталкиваний и не дав ни одному голосу предпочтительного выражения своей позиции, Лермонтов явственно определил суть трагедии поэта и главную тенденцию в ее преодолении. Мысль его возникает из сшибки трех голосов, но не формируется как окончательный вывод, а побуждает к поискам. Эта мысль ставит вопрос в такой плоскости, в какой он был поставлен самой русской жизнью. Поэмы занимают в творчестве Лермонтова не меньшее, но сравнению с лирикой место. Всего Лермонтовым было ) написано 30по§му Некоторые из них не окончены, мотивы других перелились в новые произведения. Наиболее интенсивно разработка жанра поэмы осуществлялась в раннем творчестве, но подлинные удачи пришли к Лермонтову позднее.
Исповедь писателя в стихотворении «Журналист, читатель и писатель»