Исследование жизненных коллизий Маруси Чурай
Сокровища, известные человеку, классифицируются на две группы: те, которые намертво лежат в земле, и идущие от рода к роду, окутывая глубинным очарованием человеческую душу. К таким сокровищам принадлежит и народная лирическая песня. Почему-то считается, что авторов у народных песен нет. Их просто пишет народ. И как это можно себе представить? Собрался народ, сел «кругом», набросал на бумаге десяток-другой хитов? На самом деле у каждой песни есть автор, просто его не всегда знают, а называют их так, потому что поют всем миром (народом). Марусе Чурай, жительнице средневековой Полтавы, повезло. Ее имя как автора популярных песен эпохи Богдана Хмельницкого не только известно сегодня, она еще больше популярна, чем в своем неуютном XVII веке.
О ней написано много литературных произведений. Русский критик А. Шаховской назвал Марусю Чурай «малороссийской Сафо». Городские власти Полтавы собираются строить скульптурную композицию в честь своей знаменитой землячки. Обидно, что не сохранилось изображение этой смелой девушки, пожар в 1658 году уничтожил городские архивы. Легенды рассказывают о том, что она была высокой, чернобровой девушкой с серьезными карими глазами и немного грустной улыбкой. Странная, не такая, как все!
Маруся — единственная дочь Горпины и Гордея Чурай, которые поженились, любя друг друга. Такое явление супружеской жизни было очень редким. Любовь была приятной темой для девичника и грустных песен. Женились только по хозяйственным расчетам, иначе молодая семья была обречена на голодную смерть. Времена были сложные и суровые, а основной инстинкт — это все-таки инстинкт самосохранения. Обычно родители молодых договаривались о хозяйственной стороне вопроса, только потом спрашивали согласия у молодых и женили их. Причем невеста получала от матери участок земли, который оставался ее собственностью, независимо от желания мужа.
Так и жила семья Чурай. Гордей — махал шашкой в полтавском полку, получил громкую славу, но полностью разорил собственный дом. Дослужился до чина полтавского урядника, но был казнен шляхтой, против которой поднял восстание. Маруся повзрослела в тот день, когда увидела отрубленную голову отца на воротах. Тогда же она написала свою первую песню. И не о стежках-барвинках, а все больше о казацкой судьбе, суровых битвах, достоинстве и мужестве. Взрослые удивлялись, откуда юная девушка берет такие слова, такие мысли? «Мне ангелы напевают с небес», — спокойно отвечала Маруся.
Талант девушки рос с каждым годом, как и она сама. Пришла любовь к Григорию Бобренко, которому Маруся дала обещание у старой мельницы, ждать его, смелого казака из похода. В образе Маруси Чурай воплощена моральная красота, талант украинского народа. Когда хотят что-то хорошее сказать о народе, то рассказывают о земле, горах, лесах и реках. Вспоминают, каких великих людей дала эта земля миру. Творчество Лины Костенко — пример благородного служения поэзии и народу. Она пишет о встревоженной душе человека, его борьбе и стремлению к счастью сквозь беспросветные облака и безнадежно искалеченную жизнь. От стиха к стиху, как по ступенькам, поднимается все выше и выше поэтическая красота и величие поэтессы, в которой раскрывается история, героика, прошлое и настоящее нашей Украины. Все это с наибольшим блеском воплотилось в вершинном романе «Маруся Чурай».
Об этой девушке из легенды созданы повести, написаны очерки, художественные произведения. К осмыслению феномена ее жизни и творчества обращались Г. Квитка-Основьяненко, М. Старицкий, В. Самойленко, С. Руданский, но об этой личности история не оставила нам ни одного свидетельства. Другое дело — легенда! Она и стала сюжетной основой романа Лины Костенко, Но поэтесса по-новому осмысливает его. Маруся Чурай — не просто красивая девушка с ее естественным желанием любить, быть счастливой в семейной жизни. Она унаследовала от своих родителей благородство, душевную красоту, певучий мамин голос. Идеалом любви для Маруси является супружеская жизнь ее родителей, которых судьба свела «будто в награду за то, что имели такие души». Такой же безоговорочно сильной была и Марусина любовь к Григорию. Она мечтала о семейном счастье, где супруги идут рядом всю жизнь, вместе встречая радость и горе. В этом проявляется прекрасная нравственная черта героини — преданность любви, умение идти на самопожертвование ради супружеского счастья.
Марусина любви выросла, как песня, а когда прервалась, то, «как струна», на высшей ноте, сожгла душу в пепел, оставив в ней единственный вопрос: «Почему Гриша бросил ее, пошел свататься к Гале?».
Маруся не обвиняет его в измене, но казнит себя, что не распознала ранее свое неравенство с Гришей по духу, потому что «неровня душ — это хуже, чем имущества». Да, измену можно забыть, но простить ее нельзя, она так больно ранит душу, безжалостно рвет сердце на кусочки. В этом и показалась моральная красота Маруси Чураивны, что она смогла простить Гришу, заглушить боль и обиду. Маруся говорит: «Моя любовь достигала неба, а Гриша ходил ногами по земле». Этими словами девушка утверждает свое достоинство, потому что любить так, как любила Маруся, может не каждая женщина. Героиня произведения мудрая, она хорошо видит человеческие недостатки, пытается понять и по возможности, оправдать их недостойные поступки. Поэтому и не осуждает самоуверенную Галю, которая решается поднять побежденную соперницу на смех. Маруся стоит выше этого, это еще одна из выдающихся черт, которая выделяет героиню из всех других. В отличие от мещанских взглядов Гали, Маруся не станет дополнением своего мужа, как Вишняковна, потому руководствуется словам отца, не ломает себе голову земельными наделами, а «увидела свою судьбу, говорит: вот ты, вот я, теперь нас будет двое». Жизненная мечта Маруси — не предать свой народ, быть всегда нужной людям, своей Украине. Все произведение проникнуто чувствами любви к родной земле, они передаются и главной героине. Путешествуя из Полтавы в Киевскую лавру, Чураевна будто прозревает и осознает свою причастность к судьбе народа, видя горе растерзанной Украины. Душа девушки оживает от прикосновения к страданиям соотечественников, пробуждая в ней новые черты. Она лучшая представительница своей нации, для которой Украина стала второй матерью. Проявляя свои патриотические черты настоящего человека-борца, Маруся достойна того, чтобы Украина признала ее своей дочерью. Душа Маруси была всегда открыта ко всем, и поэтому сердце девушки наполнялось гордостью, когда она слышала, как казацкий полк пел ее песни, отправляясь в дорогу.
Проходят годы, за окном XXI век. Остались в седой древности воспоминания о победоносных подвигах украинского народа, о страданиях и муках, боль и разочарование, о надеждах на лучшее. Жизнь не стоит на месте, а несется дальше, не оставляя нам возможности исправлять свои ошибки. Но не забыть нам замечательной девушки из легенды, которая стала образцом верности, преданности любви, достоинства и непобедимости. Я согласна с тем, что человек никогда не должен становиться на колени, унижаться, а должен идти тернистым путем жизни с высоко поднятой головой. И пусть Григории, которых сейчас тоже много, подумают, что для них важнее: кошелек с деньгами, или сердце, любящее, верное сердце, которое горячо бьется.
Исследование жизненных коллизий Маруси Чурай