Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»
А. Н. Толстой начал работу над художественным освоением материала об эпохе Петра I еще в годы революции, когда были написаны рассказы «Наваждение», «Первые террористы», «День Петра». «Петр I» — это роман из трех книг. В первой, законченной в 1930 году, описаны события русской истории конца 17 века. Здесь автор намеревался дать характеристику унылого и бездарного времени правления Натальи Кирилловны.
И Петр — весь в потехах и наслаждениях. В 6 главе описываются Азовские походы, в 7 — Петр в Голландии, 8 глава — последний стрелецкий бунт и казнь стрельцов. На исходе 17 век, рухнувший грудой ветхих и пыльных обломков. Вторая книга романа была окончена в 1934 году.
В ней описаны начало государственной деятельности Петра, основание Петербурга, первые события Северной войны. По замыслу автора, третья часть этой исторической трилогии должна была стать самой главной, так как в ней будет показана законодательная деятельность Петра I, его новаторства в области изменения уклада русской жизни, поездки царя за границу, его окружение и общество того времени. В третьей же части задумывались картины не только русской жизни, но и жизни Франции, Польши, Голландии.
Завершиться эпопея должна была описанием событий Полтавской битвы. Но к работе над третьей частью своего произведения Толстой вернулся только в годы Великой Отечественной войны. Смерть помешала писателю в полной мере осуществить его грандиозный замысел. Создание Толстым своего романа основано на глубоком творческом изучении огромного и разнообразного исторического материала: исторических исследований, записок и писем современников, дипломатической переписки, правительственных указов, документов из судебных архивов, памятников литературы и искусства.
Чаще всего Толстой строит ту или иную главу, сцену романа на основе использования не только текста. Он работает с целым рядом документов, выбирая из них отдельные штрихи, типические детали. Из таких «осколков» составлены в романе очень выразительные картины.
Эпизод шутовского шествия Петра и его собутыльников по улицам Москвы, свадьбы царских шутов в пятой главе писатель заимствует. Но в романе этот момент оказывается развернутым, дополненным рядом новых конкретных подробностей. Нейтрально-безразличный тон описания мемуариста сменяется ярко-эмоциональной субъективной окраской. У Толстого на все это смотрят, всему этому дивятся его персонажи — Ивашка и Санька Бровкины, приехавшие в Москву купить пуху для Санькиного приданого.
Введены фигуры из народа — поп Филька и юродивый, который угрожающе вопит в адрес «нечестивого» царя. Соответственно, в само авторское описание попадают фразы резко эмоционального, оттеночного характера . Приведенное в седьмой главе романа очень колоритное письмо Петра к князю Ромодановскому из-за границы вовсе не является выдумкой автора. Оно составлено из трех разных подлинных писем Петра к разным лицам.
Характерная и живая сцена с боярами в Приказе возникла в результате внимательного собирания и изучения писателем множества подлинных челобитных о бесчестии. В итоге все эти сцены в романе писатель дал более осмысленно, чем в документальных материалах. Толстому был чужд метод большого насыщения текста архаическими цитатами, обильного введения «сырых» документальных материалов в свое повествование. Всему этому Толстой противопоставлял свою широкую, обобщающую, типизирующую манеру письма, основанную на смелой творческой переработке подлинных документов.
Воссоздавая, рисуя в романе образ того или иного исторического лица, писатель отбрасывал из множества находившихся в его распоряжении биографических данных все второстепенное, незначительное, случайное, оттеняя при этом и выдвигая вперед наиболее значимое и типическое. На основе этого метода рождались замечательные портреты людей петровской эпохи, таких, как В. В. Голицын, царевна Софья, Лефорт, Ромодановский, Меньшиков, фельдмаршал Шереметьев. Так, в Василии Голицыне, просвещенном вельможе из окружения Софьи, пережившим бесславное падение свое вместе с приходом к власти молодого Петра, писатель дал широко обобщенный образ. Это тип социального реформатора, мечтателя, одного их тех романтиков, которые неизбежно терпят крушение из-за оторванности от реальной жизни.
Созданию в романе впечатления исторической достоверности способствуют речевые характеристики героев, введение в текст подлинных документов, писем реальных лиц. В монологах и диалогах на общелитературном фоне появляются просторечья, диалектизмы, разговорные формы, а также постоянное упоминание реалий жизни 17 — 18 веков. Историческая эпоха в романе выступает не только как национальный колорит, но и как возможность обратиться к коренным философским вопросам и проблемам.
Толстой в романе «Петр I» соединил лучшие традиции русского исторического романа и поднял его на недосягаемую высоту.
Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»