Историческая основа и романтический миф поэмы Байрона «Мазепа»
В творческом заделе Байрона не только поэзии. Он известный миру и как автор поэм «Шильонский узник», «Гяур», «Корсар», «Лара», драматических произведений «Манфред», «Каин», романа в стихах «Дон Жуан» и др. Мировое признание молодому автору принесла его поэма «Паломничество Чайльда Гарольда», герой которой, разочаровавшись в сладких мечтах юности, убегает от общества в далекие экзотические края, где ищет среди дикой природы гармонию жизни. Интересно, что Байрон настолько ярко и увлекательно описывал событию и картины природы в поэмах, что читатели отождествляли автора с героями каждой его поэмы. Например, поэта — с образом Чайльд Гарольда, даже считали, что он определенное время был пиратом, потому, что очень мастерски и точно описал пиратский быт в поэме «Гяур».
В 1818 году, во время пребывания в Италии, Байрон пишет поэму «Мазепа». Именно это сочинение открыло европейской публике неизвестную тогда страну — Украину. В биографии Ивана Мазепы любопытство и желания потомков найти разгадку вызывают два факта. Первый — служба гетмана у польского короля, а потом возвращение на родину. Второй — это попытка обрести независимость Украине с помощью шведов. Попытка эта испытала поражения вследствие Полтавской битвы 1709 г. Первый из этих фактов принадлежит к сфере легенды, которая надолго пленила западный романтизм, второй — к сфере истории, которая до сих пор имеет очень сильное и живое политическое окраски. В 2009 году Украина особое внимание уделила отметке двух знаменательных дат — 300риччя со дня смерти Ивана Мазепы и 300риччя Полтавской битвы. Наши современники оказали почести эти две событий, провели большую исследовательскую работу относительно объективного трактования этих исторических событий. И все же возвратим к истории.
Отец Ивана Мазепы мечтал о большой карьере для своего сына, поэтому после окончания им Киевомогилянького училища (академии?), выслал его служить пажем при дворе польского короля Яна Казимира. Ян Казимир имел привычку каждый год рядить на чужбину трех талантливых новолуний благородного происхождения для улучшения их образования. Мазепа попал к их числу. Он посетил Германию, Францию и Италию, получил там прекрасное образование и на собственные глаза увидел уровень культуры европейских стран. В 1659 г. Мазепа возвратил в Польшу. Тем временем события международной политики предоставили совсем другое направление его бушующей внизу.
Шляхта не могла отречься своих иллюзий относительно полновластного владения Украиной. И между давними противниками взорвалась новая война. На этот раз Украина должна была просить помощи у Москвы. Ян Казимир оказался в затруднительном положении: Польша имела со всех сторон врагов, на нее наступала Швеция, Бранденбург, Трансильвания, Москва, Украина и даже часть взбунтованных польских магнатов были настроены враждебно.
Ян Казимир ощущал быстрый конец своего царствования. Мазепа помогал ему всеми силами. Король поручал ему несколько нелегких дипломатических миссий в Украине, с которыми он удачно управился. Но Мазепа был украинцем, и польские магнаты не могли ему извинить ни его происхождение, ни его успехов. Во время одной со своих путешествий Мазепа при случае разоблачил перед королем предательское поведение одного из шляхтичей, Пасека.
Ян Казимир приказал арестовать Пасека, но ловкий магнат сумел выкрутиться и смотаться Мазепе. Они встретились через год в королевский. Пасек спровоцировал Мазепу на сварку. Мазепа замахнулся на обидчика, а такое поведение в королевских палатах на те времена считалась преступлением. Мазепе слишком завидовали придворные, они могли стать справедливыми свидетелями инцидента; прежде всего, он был казаком, и Ян Казимир, человек слабой воли, не стал колебаться, он пожертвовал Мазепой, чтобы удовлетворить амбиции своей шляхты. Мазепа потерял положение при дворе польского короля. Эта история из жизни Мазепы породила множество мифов.
Известные историки и литературоведы дошли общей мысли, которая автором выдумки о будущем гетмане Украины был Пасек, которому неудачи Мазепы при дворе короля было мало. Пасек оставил по себе «Воспоминания», которые принадлежат к лучшим произведениям польской литературы. Пасек выгадал в своих «Воспоминаниях» легенду о жизни Мазепы. Хотя известно, что о событиях, которые стали основанием для мифов, независимо друг от друга рассказали трое мемуаристов: Ян Хризостом Пасек, Отвиновский а также маркиз где Бонак, французский посол при дворе Станислава Лещинского.
Вероятно, что сюжет о Мазепе Пасек позаимствовал из греческой мифологии, в частности рассказа о мифическом герое Ипполита. Тот презрел любовью мачехи и был ею безосновательно обвиненный, а потом жестоко наказанный — его было привязано к запряженной колеснице. Напуганные морским страшилищем кони понесли колесницу, а невиновный Ипполит погиб. Эта легенда была описана Еврипидом в своей трагедии.
Произведения античных авторов были хорошо известны в Польши еще за сутки Средневековья, итак, Пасек целиком вероятно мог написать собственную, переработанную версию «трагического» любви. Вскоре к мифотворення приобщился и французский посол при шведском короле Карле XII Жак Луи Д’уссон, маркиз де Бонак. В начале XVIII столетие он записал в своих мемуарах:
«…Ревнивец отомстил за свой позор. Он велел раздеть Мазепу догола, намастить его медом и обсыпать пером. Потом его привязали к коня и отпустили на волю. Стыд, которого испытал Мазепа, не разрешил ему возвратить домой и показаться перед своими друзьями. Он поспешил на Украину».
В 1709 году эту историю повторил в своем подорожном дневнике словак Даниэль Крман, который уже отмечал, что Мазепа обольстил жену какого-то влиятельного королевского министра, за что его бросили в бочку со смолой и, вываляв в пере, привязали к коня.
Чуть ли не наибольшему распространению легендарного сказа о нашем земляке среди европейцев оказывал содействие французский писатель Вольтер.
Историческая основа и романтический миф поэмы Байрона «Мазепа»