Историческая правда и вымысел в поэме «Песня о Роланде»
Французскую «Песню о Роланде» можно сравнить с «Словом о полке Игоревом». Подобно к «Слову…», «Песня о Роланде» является военной повестью. Также эта поэма близка к героическому эпосу. Но «Слово…» создал современник описанных событий и, возможно, даже участник похода князя Игоря. А между событиями в Ронсенвальськом ущелье и поэме о них пролегли игры столетия. Поэтому в «Песне…» много исторических недоречностей. То, что было на самом деле, мы знаем из произведений Ейнхарда — историографа и современника Карла Большого. А было вот что. 778 года в Пиренеях христиане разбили арьергард армии франкского короля Карла Большого, которая отступала из Испании. Эта неудача была досадной, но не такой уже и значительной. И во время этой битвы погиб командир арьергарда граф Роланд.
Древнейшая редакция поэмы датируется 1170 годом. Автор произведения кое-что изменил в исторических событиях. Битву он перенес к X-XII столетияи, а христиан-басков заменил на мавров. Незначительная стычка превратилась в грандиозную битву франков с «неверными» и не решила судьбу всего христианского мира. В поэме тесно переплелись три идеи, или же главные мысли. Первая такая идея — защита родной земли от посягательств арабских завоевателей. В поэме автор прославляет вассальную верность сюзерену, он также передает мечту христиан о полной победе над иноверцами. Сюжет «Песни о Роланде» — это история гибели Роланда, племянника короля. Роланда предал отчим Ганелон, а убили мавры. За это Карл Большой жестоко отомстил «неверным» и предателю.
А события в поэме разворачиваются вот как. После разгрома мавров король Карл решает продолжить войну полным уничтожением или предложить королю мавров Марсилию мир. Условием мира были зависимость мавров от Карла и переход их в христианство. Роланд хочет поехать на переговоры, но всем известен его неудержимый характер. Тогда Роланд выдвигает кандидатуру отчима, которого уважают за ум и выдержку. Ганелон усматривает в этом подступ и решает отдать пасынка на милость врагов, так как он знает, что через гордость и неукротимость Роланд терпит поражение. Так и произошло: через эти качества графа из 20 000 французов осталось лишь 60. И только тогда Роланд трубит в свой рог: погибших надо похоронить в святой земле, «пролив слезы жалости и тоски». Все заранее придумал Ганелон и проявил незаурядную отвагу, когда поставил перед Марсилием унизительно жестокий ультиматум и направил гнев мавра на Роланда. Не ощущает страха Ганелон и перед королевским судом: за ним феодальное «право», и только Тьери поддерживает обвинение. Бароны же имеют другую мысль:
Только победа Тьери в жестоком поединке делает возможным наказание двойного преступника. Ведь Ганелон нарушил не только вассальные, а и родительные законы. Предатель отдан на страшную смертную казнь, а душу храбрейшего из рыцарей принимает сам архангел Гавриил, посредник между людьми и Всевышним. Недаром же Господь, услышав молитву Карла, останавливает солнце. Ночь не должна укрыть своими крыльями убийц королевского и Божьего рыцаря от мести разгневанного и ошеломленного потерей короля.
Это кто же лучше рассказывает о победе и гибели графа Роланда — правдивый историограф Ейнхард или неизвестный нам автор поэмы, который много изменил и прибавил к настоящему ход событий? Удивительно, что поэт рассказал свою версию событий именно тогда, когда народу Франции надо было отстаивать право на свое существование.
Историческая правда и вымысел в поэме «Песня о Роланде»