Историческая тема в поэзии М. Лермонтова
Историческая тема — одна из важнейших тем лирики Лермонтова вообще — разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. Лермонтова можно без преувеличения назвать поэтом прошлого и настоящего. В ранний период своего творчества Лермонтов обращается к истории с позиций поэта-романтика и ищет в прошлом романтических героев. В первую очередь это, конечно, Наполеон, властитель дум многих современников Лермонтова. К его образу, который «выше похвал, и славы, и людей», поэт обращается в стихотворениях 1828 и 1830 годов.
Из русской истории Лермонтов берет образ безжалостного волжского атамана , который также наделен всеми чертами романтического героя: сильный человек, противопоставивший себя толпе, но несвободный от своих страстей. Идея сильной, значительной личности получает свое развитие и в более позднем творчестве поэта, однако рассматривается она уже в несколько ином аспекте. Основная мысль исторических стихов Лермонтова зрелого периода с особенной четкостью выражена в стихотворении 1837 года «Бородино»: — Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Смысл лермонтовского обращения к исторической теме — взгляд на прошлое с позиций современности, противопоставление прошлого и настоящего. С одной стороны, он видит «могучее, лихое племя», а с другой: Толпой угрюмою и скоро позабытой, Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.
В эпоху, когда общественная жизнь замирает, деятельный период сменяется периодом рефлексии. Мы можем сказать, что к исторической теме Лермонтова приводят постоянные и мучительные размышления о судьбе своего поколения. Его зовут и манят «веков протекших великаны», так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков. «Самый выбор этого предмета, — писал Белинский, — свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем». Центральным произведением Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России, является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Подобно тому как в стихотворении «Бородино» поэт обращается к теме войны 1812 года, одного из важнейших событий русской истории, в котором решалась судьба всей страны, в «Песне…» объектом внимания Лермонтова становится сложное и кровавое время правления Ивана Грозного, один из наиболее драматичных моментов истории Руси.
Именно в такие значимые периоды истории, по мнению Лермонтова, раскрываются наиболее сильные и важные черты русского характера. Все три героя «Песни…» исключительны. Каждый из них является своего рода высшим проявлением царской мощи, буйного молодечества и чести и достоинства.
Все они — сильные личности, достойные внимания, и противопоставление их людям «нынешнего племени» очевидно. С художественной точки зрения произведение исключительно интересно как образец одной из наиболее удачных в творчестве Лермонтова стилизаций под русское народное творчество периода царствования Ивана Грозного. К теме прошлого Руси, а именно ко времени татарского нашествия, поэт впервые обращается в «Балладе» 1830 года.
И он упал — и умирает Кровавой смертью бойца. Жена ребенка поднимает Над бледной головой отца: «Смотри, как умирают люди…» Однако это стихотворение совершенно не передает стиль эпохи ни в речевом, ни в образном отношении. Более того, произведение явно ориентировано на классическую западноевропейскую балладу. Совсем иное дело — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сюжет ее основан на песнях и преданиях из сборников Кирши Данилова и П. В. Киреевского, то есть имеет фольклорные источники.
Само построение произведения указывает на ориентацию на народную песню-былину — три части, каждая из которых заканчивается своеобразным припевом: Аи, ребята, пойте — только гусли стройте! Аи, ребята, пейте — дело разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую! «Песня…» тщательно выписана с точки зрения языка: основой его являются устойчивые словосочетания: «добрый молодец», «святая правда-матушка», «красно солнышко», «широка грудь» и песенные сравнения: «Ходит плавно — будто лебедушка; смотрит сладко — как голубушка; молвит слово — соловей поет…», а также характерное для фольклора одушевление природы: Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми.
Финал «Песни…» является по традиции «славой» боярину, боярыне и всему христианскому народу. Итак, на примере «Песни…» мы можем утверждать, что обращение к темам русской истории для Лермонтова было важно по двум причинам. Во-первых, поэт пытается найти и показать читателям-современникам примеры, достойные подражания.
Во-вторых, историческое прошлое России дает Лермонтову богатый художественный материал.
Историческая тема в поэзии М. Лермонтова