Исторические реалии XVI века и их отображение в повести «Роксолана»
В XVI веке власть Османской империи распространилась и окрепла. Довольно и вообразить государство таких объемов и такой мощи: из всех старинных городов вне влияния империи остались только Рим и Сиракузы. Нападения на тогдашнюю территорию Украины были жестокими и сокрушительными более всего страдало население. Сложные времена порабощения отражались и в народном творчестве:
Там в долине огни горят,
Там татары плен делят…
Один плен с женщинами,
Второй плен с девочками…
Известные своей красотой, украинские девушки попадали в плен к завоевателям, а потом их отправляли на невольничьи рынки, где ими торговали, словно каким-то обычным товаром. Действие повести «Роксолана» происходит не в Украине, итак автору понадобилось много исторических знаний и знаний из религии, культуры, чтобы изобразить правдоподобно жизнь людей в те далекие времена, да еще и в другом государстве. Мы знаем, что турецкий народ исповедует ислам, тогда как Украина — испокон века христианское, православное государство…
Тем сложнее было привыкнуть нашим полонянкам, тем абсурднее казались им обычаи другой страны. Место женщины в исламе и в христианстве определено принципиально по-разному. Когда украинство даже в те времена уже привыкло к равенству, к крепкой семье, в которой верность — одна из наибольших ценностей, жители Османской империи, особенно — верхушка общества, привыкли к доминированию мужчины. Нам непонятны описания других законов гарема султана, где девушки находились в роскоши, но в абсолютном неравноправии, лишенные обычных человеческих прав, лишенные выбора и воли. Главой Османской империи был султан Сулейман Пыша. Сколько титулов имел этот правитель! Даже тенью Аллаха на земле называли его поданные! Его власти подчинялись не только огромные территории, а и сотни женщин-полонянок, которые попали в гарем, похищенные из отчих домов. Постоянные интриги, которые точились там, особая иерархия, установленная многолетними обычаями — вот жизнь.
Незаурядный ум и выдержка нужны для жизни в этом месте, где за каждой улыбкой прячутся ухищрения, зависть, злость. Девушки, которые попадали в гарем, проходили обучение под чутким надзором главного евнуха: их учили музыке, пению, этикету, танцам. Но разве это обучение было самоцелью, они учились ради самосовершенствования? Наибольшей наградой был благосклонный взгляд султана, так как каждая из них втайне мечтала повыситься над другой, достичь высшего положения в иерархии гарема. Вот и все. Горделивые чужеземки, не принимали законов и распорядка гарема, наказывались насмерть.
Читая о тогдашних традициях мусульманского общества, я из раза в раз удивлялась, так как все прочитанное показалось мне какой-то сказочной экзотикой, чем-то невероятным. Но все это историческая правда. Даже когда автор повести «Роксолана» Остап Назарук и прибавил художественный вымысел в свое произведение, исторические сведения, быт, общественный порядок Османской империи он срисовал очень точно! На самом деле, его точность в деталях, внимание к наименьшим историческим фактам есть не только признаком ответственного отношения к писательской работе, а и большой помощью читателю, который может лучше вообразить, понять условия, в которых оказалась главная героиня.
Настя Лисовская — обычная девушка, дочь священника с Рогатина, возникает перед нами непересекающимся образом, настоящей личностью. Удивительно, но если бы я не знал, что история Роксоланы правдивая, я бы некогда не поверил, что такое могло и происходить на самом деле. Но факты вещь упрямая, кроме того, в жизни возможно всякое… Остается только захватываться удивительной женщиной, умной и решительной, такой, как ее срисовал Остап Назарук в своей повести.
Главная героиня повести попадает в турецкий плен и оказывается в гареме султана Сулеймана Паши. Привыкшая к воле, привыкшая сама делать свой выбор, но абсурдные условия существования девушек в гареме сначала удручают Роксолану. Но жизнерадостность, феноменальная твердость ее характера, который не сломали ни одни жизненные испытания, помогает девушке выжить. Ее веселый смех, урожденный талант к песне, присущий чуть ли не всем украинским девушкам, приводят в удивление людей из гарема, и всех жительниц этого тайного царства. Слухи о солнечной, трудолюбивой чужеземке доходят до самого султана. Даже прозвище получает девушка соответствующее — Хуррем, что означает «Та, что несет радость».
Уже эта, казалось ее, мелочь во многом определяет будущее Анастасии. Попадая в гарем, женщины получали новые имена — цветов, предметов, явлений природы… В этом наименовании отображается традиция отношения к женщине — как к игрушке, как к предмету. Настя сохраняет саму себя, даже в новом имени она остается прежде всего человеком, личностью, не становясь просто игрушкой. И Сулейман не может обойти горделивой чужеземки. Это на самом деле феноменальный исторический факт — затронуты извечные традиции ислама, Сулейман Паша, тень Аллаха на земле по-настоящему влюбляется в простую девушку, одну из сотен тех, что порабощены в его гареме. За свидетельствами разных людей: иностранных послов, которые прибывали в его государство, государственных служащих и других — на протяжении около тридцати двух лет Сулейман сохранял верность своей любимой.
Она добилась переселения из гарема к царским покоям, и даже не добилась: увидев возле себя достойную женщину, которая не была ни в какой мере одной из «игрушек султана», он не возражал такому переселению.
Став женой султана, Роксолана не только заняла место любимой, а и стала его наилучшей советчицей в политических и военных делах. Незаурядный ум и сила характера помогли этой женщине достичь значительного политического влияния фактически во всем мире.
Я некогда и подумать не мог, что популярность Роксоланы не ограничивается произведениями украинских писателей и историков, которые захватывались своей соотечественницей, что фигура этой удивительной женщины известна во всем мире: начиная от свидетельств тогдашних политиков, послов, дипломатов, и заканчивая историками и писателями настоящего.
О Роксолане написаны произведения Павла Загребельного, опера Д. Сичинского «Роксолана», повести О. Назарука (1930), С. Плачинды и Ю. Колесниченка, драма Г. Якимовича (1869) и роман М. Лазорского «Степной Цветок» (1965), научная студия И. Книш «Императорская карьера Анастасии Лисовской».
Роксолана, даже став султаншей, не перестала быть украинкой: об этом ярко свидетельствуют ее собственные действия в роли одной из пусть самых влиятельных женщин тогдашнего мира. Она возникает перед нами человеком очень умным, выше обычных придворных интриг, жизнерадостной и целенаправленной. Судьба Роксоланы — удивительный факт, уникальный случай во всей мировой истории, но ее судьба не была случайностью, а стала результатом ее действий, вознаграждением за черты ее характера. Образ Роксоланы и до сих пор волнует писателей и историков, зачаровывает читателей…
Исторические реалии XVI века и их отображение в повести «Роксолана»