Историографические сочинения древней Руси
ПАЛЕЙ — историографические сочинения, повествующие о всемирной истории, в которых изложение собственно исторических событий сопровождается обширными толкованиями и комментариями богословского и церковно-догматического характера.
Известно несколько редакций П. Так называемая «Палея Толковая» излагает священную историю и историю Израиля и Иудеи до царствования Соломона с многочисленными богословскими комментариями и антииудейскими полемическими толкованиями. В ее составе рассказ о сотворении мира, включающий апокрифическое предание о противнике Бога — Сатанаиле и описание как реальных животных, так и фантастических существ — птицы алконоста, ехидны, феникса и т. д., рассказ о сотворении человека со сведениями об устройстве человеческого организма, история Адама и Евы, Авеля и Каина; затем следует повествование о потопе с описанием земель и стран, доставшихся в удел каждому из сыновей Ноя. В рассказ о библейском праотце Исааке введено обширное апокрифическое сочинение «Заветы двенадцати патриархов».
После пересказа библейских книг Иисуса Навина, Судей и Руфь излагается история царствования Саула, Давида и Соломона. В П. библейское повествование о сотворении мира и истории человеческого рода является материалом для богословских рассуждений: раскрывается символическое значение ветхозаветных событий как прообраза будущих событий новозаветных, «историческое» повествование прерывается «естественнонаучными» экскурсами. Все это превращает П. в своеобразную энциклопедию богословских знаний и средневековых представлений об устройстве мироздания, о животном мире, о свойствах человеческого организма и т. д.
От «Палеи Толковой» отличаются так называемые «Хронографические палеи». Первая их половина содержит текст, тематически сходный с текстом «Палеи Толковой», с рядом апокрифических сказаний о Ламехе, Мельхиседеке, Моисее, Соломоне и др. персонажах ветхозаветных книг. После рассказа об израильских и иудейских царях обе разновидности П. содержат собственно хронографический текст — сведения о римских царях, а затем римских и византийских императорах, доведенные до времени византийского императора Романа II Лакапина .
Если «Толковая палея» существовала, по крайней мере, в нач. XV в. , а скорее всего, и много раньше, то «Хронографические палеи», вероятно, составлены в XV в., в период возросшего интереса к всемирной истории. Однако по степени распространенности в русской книжности все редакции П. значительно уступают «Русскому хронографу», который с начала XVI в. становится основным источником сведений о всемирной истории . Существует научное издание «Толковой палеи» (Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406г.- М, 1892-1896.-Вып.
1-2) и фототипическое воспроизведение части Хронографической палеи .
О. В. Творогов
Историографические сочинения древней Руси