История души человеческой (образ Андрея Болконского)
Толстой первым в русской и мировой литературе сумел показать диалектику человеческой души во всей ее глубине. В своих поисках, в своих находках, в своем творчестве Толстой продолжил начинание Лермонтова. Вот что писал Лермонтов в предисловии к журналу Печорина: «История души человеческой, возможно, интереснее и полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдения зрелого ума над самим собой и когда она написана без напыщенного желания удивить». Эти лермонтовские слова могли бы по праву стать эпиграфом к творчеству Толстого. Смелая и глубокая мысль Лермонтова о первостепенном весе изучения души человеческой — первостепенной даже по сравнению с историей народа — стала любимой и душевной мыслью Толстого-Художника.
Толстой шел по пути, проложенном Лермонтовым, но пошел дальше, чем Лермонтов. Л. Н. Толстой является великим художником-реалистом. Из-под его пера вышла новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом романе вместе с историческими событиями он изображает быт помещичьей России и мир аристократического общества. Здесь показаны представители разных пластов дворянства. Людьми передового, мыслящего дворянства являются Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относится с большой симпатией.
Впервые Толстой знакомит нас с Андреем Болконским в салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы. Описывая его внешность, писатель много внимания уделяет выражению скуки и неудовлетворенности на лице князя: у него был «утомленный скучающий взгляд», часто «гримаса портит его красивое лицо». Андрей Болконский получил хорошее образование и воспитание. Его отец — сподвижник Суворова, символ эпохи. Именно отец научил князя Болконского ценить в людях такие человеческие качества, как верность чести и обязанности.
Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, это презрение ему передалось от отца. Людей, которые собираются в салоне А. П. Шерер, он называет «глупым обществом», поскольку его не удовлетворяет эта пустая, никчемная жизнь. Недаром он говорит Пьеру Безухову: «Жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне». И еще: «Гостиные, балы, сплетни, никчемность — вот зачарованный круг, из которого я не могу выйти». Князь Андрей — одаренная натура. Он живет в эпоху французской революции и Отечественной войны 1812 года. В такой обстановке князь Андрей ищет смысл жизни. Сначала это мечты о «своем Тулоне», мечты о славе, т. е. «наполеоновские» поиски. Он жаждет славы и любви людей через осуществление подвига, но не может допустить того, чтобы его жизнь была зависимой от других людей. Ради своих желаний он готов пожертвовать и собой, и близкими людьми. Однако во время Шенграбенской битвы уже появляются первые сомнения — что является настоящим подвигом?
Всегда ли он приносит славу? История капитана Тушина продемонстрировала Болконскому, что далеко не всегда слава является следствием подвига. Далее князь Андрей посещает Вену, где, наблюдая за жизнью горожан, никак не может понять, что люди относятся к этой войне как «к войне трех императоров». Таким образом, ему еще нужно понять, что существуют еще и другие критерии участия личности в историческом процессе, кроме славы и подвига.
Ранение на Аустерлицком поле приводит героя к разочарованию, ведь он осуществил именно здесь такой желаемый подвиг, который ничего не изменил в ходе битвы. Смотря в небо, князь Андрей понял бестолковость всего, что происходит. Небо — это истина, тот единственный закон бытия, на фоне которого видна ошибочность или истинность того, что создал человек. Таким образом, именно на Аустерлицком поле происходит перелом в сознании Андрея Болконского, но этот перелом был подготовлен всеми предыдущими событиями его жизни. После ранения Болконский возвращается в свое имение. Здесь он сознает свою вину перед княгиней Лизой: он видит на лице ангела обвинения. Всю свою деятельность в имении он считает несерьезной, поскольку важным может быть лишь то, что происходит на арене общественной жизни. Во время своей поездки из Отрадного два события изменили князя Андрея — ночной разговор Наташи Ростовой и Сони и дуб, который зазеленел за одну ночь. Болконский понял, что жизнь не заканчивается в 31 год, что критерием истинности или неистинности поведения, ощущений могут быть именно естественные законы, символом которых и стал для него дуб.
Вообще история его жизни — это цепь разочарований: сначала в славе, потом в общественно-политической деятельности, и, в конце концов, в любви. Далеко не случайно, что Андрею предназначено умереть на героическом взлете русской жизни, а Пьеру пережить его. Далеко не случайно, что Наташа Ростова останется для Андрея всего лишь невестой, а для Пьера станет женой. В разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы князь Андрей глубоко сознает народный характер этой войны. Князь Андрей говорит Пьеру о том, что успех битвы «никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от количества, а уж менее всего от позиции». «А от чего же?» — спрашивает Пьер. И слышит в ответ: «От того ощущения, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате».
Но стать такими, как они, породниться душой с простыми солдатами князю Андрею не судилось. Вернувшись в Петербург, Болконский знакомится со Сперанским. Князю Андрею понадобится довольно много времени, чтобы увидеть его зеркальный взгляд, чтобы понять, что это повторение первого этапа его собственной жизни, чтобы осознать всю иллюзорность этого этапа. Качественный перелом в мировоззрении Андрея Болконского происходит во время Бородинской битвы.
Самое главное в мире — это всеохватывающая любовь. В фатальную минуту смертельного ранения князь Андрей подвергает испытанию последний, страстный и мучительный порыв к жизни: «абсолютно новым завистливым взглядом» он смотрит на «траву и полынь». И потом, уже на носилках. он подумает: «Почему мне так жаль было расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». Земля, к которой страстно потянулся князь Андрей, так и не далась ему в руки, уплыла, оставив в его душе ощущение тревожного удивления, неразгаданной тайны. Восторжествовало величественное, отчужденное от мирских волнений небо, а вслед за ним настала смерть. Князь Андрей умер не только от раны.
Его смерть связана с особенностями характера и положением в мире людей. Его позвали к себе, но ускользнули, оставшись недосягаемыми, те духовные ценности, которые сделал судьбоносными 1812 год.
История души человеческой (образ Андрея Болконского)