История литературы: «Литература оттепели» в России
Значительным явлением литературного процесса середины XX ст. стала также и так называемая «литература оттепели» в России — это не подцензурные литературные произведения, которые выходили за пределы канонов официальной литературы, подражали наилучшим традициям русской литературы XIX — начала XX ст. (это был словно мостик, переброшенный от «серебряного века» русской литературы). Эти произведения отличались свободолюбивым духом и подвергали бескомпромиссной критике отрицательные явления эпохи сталинизма.
Слово «оттепель» по отношению к культурным и литературным процессам, которые происходили в этот период в СССР, впервые употребил в 1954 г. писатель Илья Эренбург, характеризуя изменения, которые произошли после смерти Сталина в 1953 г. «Оттепель» затронула в большей или меньшей мере все аспекты культурной жизни страны, но наиболее ярко проявила себя в поэзии конца 60-х годов, в которую в это время приходит целое созвездие талантливых поэтов, их называли «детьми XX съезда», поколением 60-х или просто шестидесятниками. К этому поколению принадлежат такие поэты, как Роберт Рождественский, Борис Слуцкий, Владимир Соколов, Олег Чухонцев, Белла Ахмадулина, Юрий Казаков, Юнна Мориц, Александр Городницкий, Александр Кушнер и прочие.
Евтушенко писал о А. Вознесенском, что тот «ворвался в поэзию, в отличие от многих из нас, сразу — с блеском фейерверка». С первых своих поэтических сборников «Парабола» (1960) и «Мозаика» (1960) Вознесенский старается утвердить активную гражданскую позицию, связанную с бескомпромиссной критикой моральных и идеологических недостатков современного ему общества. Этими же мотивами пронизаны и его следующие сборники — «Треугольная груша» (1962) и «Антимиры» (1964). В произведениях 80-х годов Вознесенский обращается к злободневным социально-политическим проблемам современности, клеймит аморальность и бездуховность, призывает к четкой и воинствующей гражданской позиции (сборники «Ахиллесово сердце» (1966); «Тень звука» (1970); «Выпусти птицу» (1974) «Витражных дел мастер» (1976); «Соблазн» (1978); поэма «Ров» (1986)). В творческом заделе поэта есть и стихотворение, посвященное Т. Шевченко («Сквозь строй»).
Жизнь и творчество Евгения Евтушенко
Евтушенко вошел в поэзию многочисленными сборниками: «Разведчики грядущего» (1952), «Шоссе Энтузиастов» (1956), «Яблоко» (I960), «Идут белые снега» (1969), «Поющая дамба» (1972), , поэмами «Станция «Зима» (1956), «Казанский университет» (1970), «Мама и нейтронная бомба» (1982), «Фуку» (1985). Поэзия Евтушенко, как обобщает ее содержательную суть Е. Сидоров, — «зарифмованная кардиограмма сердцебиения страны, иногда мистифицированная неточностью поэтического инструмента, не всегда субъективно честная, искренняя. Его стихи, бывает, теряют в гармонии, целостности, эстетичной изысканности, но часто выигрывают в актуальности, злободневности, атакуя стремительно, с ходу».
Сам поэт также подчеркивал, что одной из главных задач современной поэзии является ее высокое гражданское призвание. Евтушенко принадлежит знаменитое выражение: «Поэт в России больше, чем поэт». Критики выделяют такие характерные особенности поэтики Евтушенко, как использование деталей, афористичность, дидактичность и риторичность. Евтушенко — мастер асонансной рифмы (построенной на созвучии ударных громких звуков), которую часто называют «Евтушенковской».
Их особенно много в стихотворении «Сирень» (1957): «за полночь — за плечи»; «грусть — грубость» и т. д. Исследователь творчества Е. Евтушенко писал о нем: «Как поэт, он рожден общественной ситуацией середины 50-х годов. С этого времени и навсегда в его творчество войдут публицистические, общественно-политические мотивы. Он будет постоянно претендовать на роль выразителя справедливых народных представлений о демократии…» (Е. Сидоров).
История литературы: «Литература оттепели» в России