История написания произведения «Завещание» Шевченко
Свое знаменитое «Завещание» Тарас Шевченко написал 25 декабря 1845 г. в г. Переяславе во время тяжелой болезни. В декабре 1845 г. Шевченко гостил на Переяславщине у помещика-декабриста С. Н. Самойлова. Здесь он, простудившись, заболел. 24 декабря состояние его резко ухудшилось — воспаление легких. Самойловы, опасаясь еще худшего, отправляют поэта в Переяслав к Козачковскому. Тяжело было в дороге, не легче и по прибытию, хотя врач-приятель сделал все возможное. Пришла невеселая мысль, что это, может, последние часы его жизни. Так не хотелось умирать, так как только начал по-настоящему жить. Но ко всему надо быть готовым. Если, и так, смерть, так как надо сказать людям последнее слово. Нечеловеческими усилиями, побеждая болезнь, как-то встал и ослабевшими руками зажег свечку. На бумагу легли первые такие страшные для молодого человека слова:
Как умру, то похороните Меня…
Такие события натолкнули Шевченко к написанию «Завещания». Но толчок еще не является причиной. Если бы только болезнь поэта была причиной, то мы имели бы сугубо личное, так сказать, частное, а не гражданское завещание. На самом деле же стих был вызван общественно-политическими условиями жизни страны в 30- 40-х годах ХІХ столетия, преисполненный глубокого революционного содержания.
Поэт разоблачает социальное зло, о котором сначала слышал, а потом увидел собственными глазами в 1843-1845 гг. Посетив обездоленную свою Отчизну, проехав сотни сел Полтавщины и Киевщины, он слышал отголосок вспышек крестьянских восстаний по Украине. Побывал и в господских дворцах, и в мужицких избушках, он увидел, что господа устроили себе рай, а крестьянам — пекло. Он увидел все, выслушал всех и сделал вывод:
…вставайте, кандалы порвите.
Впервые поэзия была напечатана под названием «Мысль» в сборнике «Новые стихотворения Пушкина и Шевченко» (Лейпциг, 1859). В автографе она не имеет заголовка. Общеизвестное название «Завещание» появилось как редакционное в издании «Кобзаря» 1867 года.
Особенности выразительного чтения произведения «Завещание». Как необходимо читать такую поэзию?
Сначала тихо, медленно и кротко, с грустью, доверчиво. По мере приближения к концу первой спаренной строфы голос читающего крепчает, темп ускоряется. После слов «было видно» необходимо сделать паузу. Следующая сдвоенная строфа читается негромко (тише, чем конец предыдущей строфы), но взволнованно, а потому ускорено, последняя строка — резко. Последней строфе надо уделить больше всего внимания. Первые четыре строки нужно прочитать не быстро, но громко, страстно, призывно. Учитывая аллитерацию р, произносить этот звук с некоторым прижимом. Заключительные четыре строки читаются еще медленнее, тише, но торжественно, приподнято, приблизительно так, как читалось начало произведения.
Тема: призыв к украинскому народу освободиться от кандалов самодержавия, бороться за свободную жизнь, отстаивать интересы простого люда.
Идея: вера поэта в светлое будущее.
Основная мысль: изменить социальное устройство угнетаемых можно только революционным путем.
Жанр: гражданская лирика, стих-завещание. Толкование слова «Завещание»:
А) официальный документ, который содержит распоряжение определенного лица относительно ее имущества на случай смерти Предсмертная воля;
Б) установка, приказ, данные последователям или потомкам То, что вошло в традицию, установилось с давних времен;
В) строгое правило поведения, неуклонная обязанность (заповедь).
Композиция.
По форме своей «Завещание» — монолог лирического героя. Он состоит из шести строф, которые объединены попарно и потому образовывают будто три степени, три градации, каждая из которых имеет свою отдельную ведущую мысль, свой ритм и свою интонацию. В то же время все они объединены в одну гармоническую целость. Экспозиция:
Как умру, то похороните… На Украине милой… Завязка: Как понесет из Украины Кровь думаю. Кульминация: …Вставайте, Кандалы порвите. Развязка: И меня… Не забудьте помянуть Незлым тихим словом.
Сюжет.
Это развитие-переживание лирического героя о судьбе народа. В развертывании сюжета можно выделить три части, связанные между собой с помощью интонаций.
Первые слова «Завещания» поражают своей предельной простотой, даже будничностью. Здесь нет и следа «декларативности». Поэт от лица лирического «Я» высказывает свою последнюю волю.
Будто отец собрал сыновей перед смертью и кротко, спокойно, без сожаления и вздохов, как когда-то загадывал им очередную работу, ныне просит с едва заметной печалью, похоронить его, как следует.
Но в этой простоте — глубина мысли и образа. Несколькими обычными словами нарисована целая картина. Вместе с собой поэт силой поэтического слова поднял своих читателей на такую высоту, откуда они осматривают Украину из конца в конец, ощущают себя хозяевами этой красоты, этого величия и сознают общественную ответственность за судьбу родной Отчизны. Символическими являются пейзажные детали: ревущий Днепр, широкая степь, широкополые поля,- так как они — свидетели «казацкой славы». Быть похороненным «на могиле» — означает найти последний приют на казацком кургане и разделить участие защитников родного края. Поэтому начало поэзии свидетельствует о неотделимости фигуры поэта от Украины.
В двух следующих парах строф поэт уже думает не о себе, не о своей смерти, а думает и беспокоится за судьбу родного народа, его будущее. Ощущается волнение автора: строки здесь более энергичные, порывистые, с недоговоренностями. Если произойдет так, что Днепр «понесет из Украины в синее море кровь…», т. е. когда будут уничтожены все палачи его народа, а трудящиеся станут свободными и счастливыми, он готов полететь из признательности к богу и молиться ему, а значит, и верить в него.
Связав первые две строфы с третьей словом «похороните», Шевченко обращается к родному народу с приказом-советом революционного свержения существующего порядка:
…вставайте, Кандалы порвите И вражеской злой кровью Волю окропите.
Строки эти — взрыв страсти поэта, его заветное желание, осуществлению которого он отдал все силы и помыслы. Это программа его жизни, за выполнение которой он мужественно боролся. Умирая (как он думал) и не успев увидеть свой народ свободным, он хочет, чтобы хотя бы после смерти осуществилась его мечта. Поэт-Трибун прямо говорит народу, что порвать кандалы неволи (символ социального и национального гнета) можно только путем вооруженной борьбы, в которой прольется кровь. Но это будет справедливая война: эпитеты «вражеская злая кровь» указывают прямо, что речь идет о тиранах-царях, господах-крепостниках и других угнетателях трудящихся. Иначе господа никогда не отдадут своей власти.
Заканчивается «Завещание» очень оригинально. В последней строфе личные и гражданские мотивы сливаются в один. После эмоциональной вспышки-призыва ощущается спад напряжения и переход к личному миру поэта, его мечтаниям. Стойко веря, что народ выстроит новое общество — «большую семью, свободную, новую».
В этом прекрасном обществе, за которое боролся и страдал поэт, пусть не забудут его. Пусть иногда мать-отчизна вспоминает «незлым тихим словом» своего верного сына. Это вторая его личная просьба. И очень скромная. В одном из вариантов было «тихим добрым словом», но поэт заменил «добрым» на «незлым».
История написания произведения «Завещание» Шевченко