• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина — критика рабской психологии и пассивности

 

«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина — критика рабской психологии и пассивности

Я не научился любить свою родину

С закрытыми глазами, с преклоненной

Головой, с запертыми устами.

П. Я. Чаадаев

Создав в своем воображении фантастический город Глупов, М. Е. Салтыков-Щедрин населил его удивительными персонажами. Он поставил перед собой задачу написать произведение, в котором на суд читателей будет выведена не история, а современность. «Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее», — сказал Щедрин.

Жизнь города Глупова на протяжении веков — это «жизнь, находящаяся под игом безумия». Правят городом «мрачные идиоты» и «прохвосты» в лице его многочисленных градоначальников. Но кем же они правят?

С горькой иронией изображает сатирик глуповцев, в образе которых воплощено все холопство, чинопочитание. Бесконечное терпение привело к бесчисленным бедствиям. «Мы люди привышные! — говорили они. — Мы претерпеть могим».

Но все же иногда и глуповскому терпению приходит конец, и тогда вспыхивают бунты. История города знает их много, и каждый из них — «бунт бессмысленный и беспощадный». Глуповцы топят в реке, бросают в воду первых попавшихся граждан и легко поддаются усмирению.

Бунт заканчивается всеобщей поркой, зачинщиков сажают в тюрьму, а глуповцы снова живут в страхе и трепете.

Писатель показал то общее, что объединяет глуповцев. Это добровольное подчинение власти, быстрое приспособление к самым нелепым законам, страх и начальстволюбие.

Отвечая на обвинение критики, что он издевается над проcтым народом, Щедрин утверждал: «Изображая жизнь, находящуюся под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а не веселонравия».

Некоторые эпизоды «Истории одного города» похожи на сцены народной жизни из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Оба художника слова создали их практически в одно время и сосредоточили внимание не на обильной и могучей, а на убогой и бессильной Руси.

Глуповцы почти всегда выступают массой. Так бегут они к дому градоначальников. Все вместе бросаются на колени. Толпами убегают из деревень, где свирепствуют пожары и голод.

Собираются на сходку, выбирают ходоков, вместе поют или ударяются в гульбу и пьянство, от которого на какой-то момент становится легче жить.

Создавая образы глуповцев, писатель протестует против идеализации русского народа. Не будь у глуповцев покорного, терпеливого отношения к жизни, пассивного подчинения чужому произволу, совсем по-другому сложилась бы их судьба.

Сатирик видел свою задачу в том, чтобы научить народ рассуждать, помочь ему бороться, открыто выступать против брудастых и угрюм-бурчеевых.

Писатель заканчивает книгу сценой готовящегося восстания против Угрюм-Бурчеева. Все дело в пробуждении народного сознания. Но в реальной жизни Салтыков-Щедрин не видел для этого условий. Поэтому он создал знаменитую сцену смерча, когда земля тряслась, солнце померкло, а глуповцы пали ниц.

Раздался треск, и Угрюм-Бурчеев исчез, словно растаял в воздухе.

В сцене выражены и желание скорых перемен, и справедливый горький скептический взгляд на жизнь.

Книга заканчивается словами: «История прекратила течение свое». Что же остановилось? Действительно история? Или череда чудовищных градоначальников?

Или холопство и покорность глуповцев? «Из Глупова в Умнов дорога лежит через Буянов, а не через манную кашу», — писал Щедрин, намекая на единственный возможный выход.



«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина — критика рабской психологии и пассивности

Другие сочинения по теме:

  1. Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин — один из самых известных литературных сатириков XIX века. Роман «История одного города» является вершиной его художественного...
  2. Сочинение по роману Салтыкова Щедрина «История одного города» «История одного города» М. Е. Салтыкова Щедрина написана в форме повествования летописца архивариуса о прошлом города Глупова, но писателя интересовала...
  3. Краткое содержание «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Данная повесть — «подлинная» летопись города Глупова, «Глуповский Летописец», обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую «преемственно слагали»...
  4. Смысл финала романа «История одного города» История города Глупова, рассказанная Салтыковым-Щедриным, имеет не менее значительный финал, чем все предыдущее повествование. Грустная, вызывающая сострадание к русскому народу...
  5. Собирательный образ глуповцев в романе «История одного города» Традиционный темой в творчестве российских писателей на протяжении многих веков является патриотическая тема — тема Родины, России. Достаточно вспомнить А....
  6. Изображение бесправия и покорности народа в романе «История одного города» В «Истории одного города» писатель довел до совершенства наиболее яркие черты своей сатирической манеры. Основными приемами сатиры являются сатирическая фантастика,...
  7. Жанровые особенности романа «История одного города» Открывает роман глава «Обращение к читателю», стилизованная под старинный слог, в которой писатель знакомит своих читателей со своей целью: «изобразить...
  8. Краткое изложение История одного города Салтыков-Щедрин М. Е. Салтыков-Щедрин История одного города Данная повесть — «подлинная» летопись города Глупова, «Глуповский Летописец», обнимающая период времени с 1731...
  9. Сочинение по повести «История одного города» В творчестве Салтыкова-Щедрина «История одного города» (1869 -1870) занимает одно из центральных мест. Это яркий образец политической сатиры, в которой...
  10. Изображение обывательщины в романе «История одного города» Салтыкова-Щедрина интересует отношение народа к власти, самодержавию. Ведь, бунтуя против отдельных представителей власти на местах, народ посылал ходоков к правителям....
  11. «История одного города»: обличение тупой администрации Общественно-политическая ситуация в стране в 60-70-е годы XIX столетия характеризовалась нестабильностью и протестом народных масс против существующего строя. Самодержавие было...
  12. История создания романа «История одного города» Трудные для России шестидесятые годы прошлого века оказались наиболее плодотворными и важными для М. Е. Салтыкова-Щедрина. В течение десяти лет...
  13. Критика о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Хотя и не в обычае, чтоб беллетристы вступали в объяснения с своими критиками, но я решаюсь отступить от этого правила,...
  14. Сюжет и композиция романа «История одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин занимает в русской литературе особое место. Искусство сатиры требует смелого, бескомпромиссного подвига писателя, решившего посвятить свою жизнь...
  15. Как в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное? М. Е Салтыков-Щедрин — великий мастер сатирического слова. В своих острых по языку и мысли произведениях он боролся с вечными...
  16. Сатирическое изображение действительности в «Истории одного города» «История одного города» — это величайшее сатирическое полотно роман. Это беспощадное обличение всей системы управления царской России. Законченная в 1870...
  17. Сочинение рассуждение на предмет сатиры в «Истории одного города» «История одного города» по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя сатирика,...
  18. ГРОТЕСК, ЕГО ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ В ИЗОБРАЖЕНИИ ГОРОДА ГЛУПОВА И ЕГО ГРАДОНАЧАЛЬНИКОВ Творчество Салтыкова-Щедрина, демократа, для которого самодержавно-крепостнический строй, царящий в России, был абсолютно неприемлем, имело сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество...
  19. «Византийский миф» в Истории одного города Персонаж очерка «Война за просвещение» Василиск Семенович Бородавкин обладал, по указанию автора, «какою-то неслыханной административной въедчивостью», однако же руководил городом...
  20. Особенности сатирической манеры М. Б. Салтыкова-Щедрина. Краткое изложение текста На рубеже 70-х годов XIX века в многогранном творчестве Салтыкова-Щедрина выявлены следующие тенденции: обличение основ социального строя, создание групповых сатирических...
« География школьных обедов
Краткое изложение Солнечный удар »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения