История постепенного обновления человека
Роль исповеди Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского » Преступление и наказание»
В рассказе И. А. Бунина «Лапти» замерзает некий Нефед, но, погибнув, уже за пределами своей жизни спасает мечущегося в бреду мальчика и заплутавших в страшном снегу людей.
В определенном смысле бунинский персонаж повторяет парадоксальную роль Мармеладова, случайная встреча с которым в начале романа помогает Раскольникову впоследствии обрести надежду на новую жизнь, пройти путь «постепенного обновления» и «перерождения».
В исповеди-самобичевании «титулярного советника» доброе, трепетное сердце «бывшего студента», противоречащее жестокому, циничному разуму, угадало ту дверь, за которой его приветят и поймут, когда ему будет «уже некуда больше идти». За этой дверью его ждала «падшая женщина» с непорочной душой невинного ребенка, несущая на хрупких плечах тяжелый крест человеческого страдания .
Неисповедимые пути Господни, избравшие проводником маленького чиновника, свели вместе убийцу и блудницу и озарили их, не дав погрязнуть во мраке безысходности, свечой Благой Вести о воскресении и прощении. В воскресении Лазаря, о котором вдохновенно прочитала кроткая и чистая сердцем Соня, для обиженного на Бога и оттого неверующего повзрослевшего «бедного мальчика», в исступлении бросившегося уже не с «кулачонками», а с топором на призрак Миколки, обернувшийся старухой процентщицей, начал открываться ответ на мучительный вопрос-просьбу: «Господи! Покажи мне путь мой».
После чего между двумя кошмарными снами в Раскольникове в страшных конвульсиях испустил свой злой дух теоретизирующий террорист и в не менее страшных муках родился просто человек.
Так опустившийся до самого жизненного дна пьяница, называющий себя «прирожденным скотом» и раздавленный пороком нищеты, поднялся в последние мгновения своего никчемного существования до евангельской правды исповедального завещания, ставшего спасительным для преданной им же самим несчастной дочери и воскрешенного ее самоотверженной любовью страдальца, возомнившего себя сверхчеловеком .
«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Вот та Церковь, к которой пришли мимо кабака нещадно битые кнутом несправедливости два заблудившихся в петербургских трущобах существа, одно из которых слезами скорби смыло с больной совести другого кровь преступления, и произошло чудо: сквозь изжелта-красные тучи, на протяжении всего романа заслонявшие небесную чистоту, забрезжил Божественный свет истинного человеческого предназначения.
История постепенного обновления человека