Иван Андреевич Крылов
Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве и происходил из «обер-офицерских детей», отцы которых ценой тяжелой полевой службы добивались иногда дворянского звания. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, бедный армейский офицер. По обязанности службы часто менял место своего жительства.
Когда родился баснописец, он жил в Москве, но вскоре, с началом пугачевского бунта, его со всем семейством отправили в Оренбург. Родители Крылова были не очень образованными, но простыми и честными людьми.
По окончании военных действий против мятежников капитан Крылов перешел на гражданскую службу в чине коллежского асессора и занял в Твери место председателя губернского магистрата. Но в 1778 году он умер, оставив вдову с двумя детьми без средств к существованию. От Андрея Прохоровича Иван Крылов получил в наследство лишь солдатский сундучок с книгами, собранными отцом.
При всей бедности это был все-таки человек замечательный. Вероятно, и грамоте Крылов научился у отца, и любовь к чтению от него унаследовал. Но получить нормальное образование ему не удалось: отроком он вынужден был определиться на службу подканцеляристом — переписчиком казенных бумаг.
Служба дала многое будущему баснописцу, она познакомила его с чиновничьими плутнями, с судейским мздоимством.
По просьбе матери тверской помещик Львов пустил Ивана Крылова в свой Дом учиться с его детьми. Этот дом в Твери был «литературным»: хозяева любили поэзию, ставили любительские спектакли. Здесь, по видимому, Крылов приобрел первую страсть к литературному творчеству.
В пятнадцать лет он написал комическую оперу стихах и прозе «Кофейница» , получившую одобрение и вселившую первые надежды на успех в литературе. В 1782 году семья Крыловых перебирается в Петербург: мать хлопочет о пенсии, а старший сын Иван с трудом находит себе службу в казенной палате с нищенским жалованьем. Упорный Крылов занимается самообразованием, завязывает знакомства в литературных и театральных кругах, пишет одну за другой трагедии, комедии, комические оперы — «Клеопатра», «Филомела», «Бедная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники» и т.
Д. Огорченный неудачами, он порывает с театром и пробует свои силы на поприще журналистики как писатель-сатирик. В 1789 году он издает сатирический журнал «Почта духов», в котором высмеивает французоманию, обличает казнокрадство и плутовство, притеснения крепостных, неправду в судах.
Журнал напоминает сатирический сборник, в котором живущие среди людей невидимые «духи» ведут переписку с волшебником Маликульмульком. Такая сатирическая зарисовка предвосхищает гоголевскую «Повесть о капитане Копейкине», из «Мертвых душ». Естественно, что такой журнал не мог существовать долго, он был на подозрении у цензоров, и уже в августе 1789 года Крылов вынужден был его издание прекратить. В 1792 году он начинает издавать журнал «Зритель», где публикует «Похвальную речь в память моему дедушке» — злую сатиру на крепостников.
В мае 1792 года, на пятом месяце издания журнала, по приказу Екатерины II в типографии Крылова был произведен обыск.
«Зритель» запретили. Крылов попытался взамен издавать журнал «Санкт-Петербургский Меркурий», но уже к середине 1793 года пришлось отказаться и от этой затеи. Он бросил все и уехал из Петербурга на долгие годы.
Весь период царствования Павла Крылов живет в провинции.
Одно время он занимает должность секретаря при С. Ф. Голицыне.
Для домашнего театра в его имении он сочиняет «шутотрагедию» «Триумф, Или Подщипа» — злую пародию на трагедии писателей-классицистов и такую едкую сатиру на правительственные верхи, что в России это произведение стало возможным опубликовать только после революции. С воцарением Александра I Крылов появляется в Петербурге. Он снова пробует силы на драматургическом поприще и на сей раз с успехом.
Его комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам» срывают аплодисменты у театральной публики.
Крылов высмеивает в комедиях французоманию дворянского общества, его равнодушие к русской национальной культуре. В эпоху наполеоновских войн этот вопрос приобрел почти политическую остроту. В этот период пробуждения русского национального самосознания и достигает расцвета реалистический талант Крылова.
Но получает он наиболее полнокровное и живое воплощение не в комедии, не в сатире, а в краткой и емкой поэтической миниатюре, название которой — «басня Крылова». В 1809 году выходит первый выпуск его басен, встреченный так тепло и восторженно, что вслед за ним появляются еще восемь книг, объединивших 197 лучших басен писателя. К басне Крылов пришел в зрелые годы, пройдя сложный путь творческих исканий в русле просветительской идеологии XVIII века и пережив глубокий кризис ее на рубеже веков.
Суть этого кризиса нашла отражение в его баснях «Сочинитель и Разбойник», «Водолазы», «Безбожники», «Червонец», «Крестьянин и Лошадь» и другие.
Значение Крылова как национального писателя ярче всего проявилось в эпоху Отечественной войны 1812 года. Именно он с наибольшей последовательностью и силой выразил тогда в баснях о войне народную точку зрения на происходящие события. В этом же 1812 году директор Публичной библиотеки А.
Н. Оленин определяет Крылова на службу заведующим русским отделением, где он служит бессменно до выхода на пенсию в 1841 году. Имя его при жизни становится легендарным. Иван Андреевич Крылов умер 21 ноября 1844 года.
Незадолго до смерти он подготовил к изданию книгу своих басен. Она вышла в день смерти Ивана Андреевича. По сделанному им завещанию, его друзья и знакомые вместе с извещением о похоронах получили экземпляры этого нового издания.
Иван Андреевич Крылов