• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Иван Карамазов в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

Иван Карамазов в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Был «важнейший вопрос»: изменились ли эти горожане «внутренне»? Главное здесь — последнее слово; его смысл выделен и контекстом , и синтаксическим ударением. Изменились ли люди, войдя в социалистическое общество? — вот о чем спросил Воланд.

Коровьев поставил опыт и получил ответ, тоже важнейший, — людей испортили. Как именно жилищный кризис их портит, мы только что видели, но есть еще философское осмысление. Его дает Коровьев — в форме шутовской параболы.

Королева прибывает на «весенний бал полнолуния», и Коровьев ведет ее по гигантским, еще темным покоям. «Где это все помещается?» — спрашивает Маргарита. «Самое несложное из всего! — ответил он. — Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов», затем идет байка. Причем двойная: сначала о «квартирном вопросе», потом об «исчезновении» махинатора.

Слова «пятое измерение» повторяются еще четырежды. Привычное сочетание — шутовская болтовня содержит серьезнейшую отсылку; методологически надо ожидать именно серьезнейшей — пятикратное повторение оборота-метки в «Мастере» встречается не часто. Итак…

Это » Братья Карамазовы «; знаменитая философская беседа Ивана с Алешей. Говорит Иван: «…Если Бог есть и если он действительно создал землю, то, как нам совершенно известно, создал он ее по евклидовой геометрии, а ум человеческий с понятием лишь о трех измерениях пространства».

Мы уже обращались к величайшей из книг Достоевского. Была проведена параллель между спором о Боге в преамбуле «Мастера» и глумливою речью черта-приживала о материальных доказательствах «того света», о доказанном черте и недоказанном Боге и о том, что в черта верить не ретроградно . Проводилась параллель со «свидетелем» , а также параллель между сумасшествием Бездомного и приступом безумия, охватившим Ивана Карамазова на суде. На поверхности был до сих пор черт. Старшего из братьев Карамазовых вроде и не было; он появился лишь сейчас, в словах Коровьева.

Но карамазовский черт есть порождение больного мозга, «кошмар Ивана Федоровича» — так он и называется. Его глумливая болтовня — искаженное отражение мыслей реального персонажа. На литературоведческом жаргоне он именуется двойником Ивана; иными словами, мысли черта можно с известными коррективами считать мыслями Ивана.

Таким образом, мы не начинаем, а продолжаем цепь отсылок к мучительным вопросам Ивана Карамазова о страшной несправедливости жизни; вопросам, приведшим его — уже в болезненном бреду — к мысли о том, что черт «доказан», а Бог — нет. Это выражает главное содержание Иванова «бунта»: дьявол свое участие в земных делах проявляет, а Бог — нет. И слова о «трех измерениях» есть, собственно, философский оборот, суждение о таком, предавшем людей, Боге.

Но внутри разговора Ивана с Алешей слова о Боге, земле и трех измерениях пространства, только лишь и доступных для человеческого ума, есть всего лишь «суждение первое» — как сказал бы философ.

Второе суждение: «Между тем находились… геометры и философы», считавшие, что Вселенная создана в большем числе измерений.

Силлогизм: если это так, то вопрос о существовании Бога Иван Карамазов не имеет права решать и никому не советует. «Все это вопросы совершенно несвойственные уму, созданному с понятием лишь о трех измерениях». То есть когда сам Бог ограничил наше понимание следствий, где нам рассуждать о причине, о бытии Бога?

Вывод: раз так, если мы не можем судить об источниках бытия и даже о существовании Бога, мы не можем через Бога и его соизволение оправдывать мерзость, творящуюся в «Божьем мире».

Отсюда Иван Карамазов делает личный вывод: «…В окончательном результате я мира этого божьего — не принимаю, и хоть знаю, что он существует, да не допускаю его вовсе. …Пусть даже параллельные линии сойдутся и я это сам увижу: увижу и скажу, что сошлись, а все-таки не приму».

Для теологии Булгакова крайне важны два последних вывода; надеюсь, это уже понятно читателю. Зато самое первое суждение: «Если Бог есть…» нуждается в комментарии: почему Иван Карамазов так жестоко скрепляет существование Бога и геометрические свойства Вселенной?

Таким образом, кантовский Бог есть как бы исходный геометрический постулат, положенный в основу мира. И он же есть абсолютная основа нравственности. В основе мертвой и живой природы помещается, фигурально говоря, триединое начало: оно Бог, оно же Нравственность и оно же Геометрия.

Как мне кажется, такое строение мира должно было чрезвычайно импонировать Достоевскому. Но вот появились геометрии Римана и Лобачевского, и одно из кантовских начал перестало быть единственно возможным. Даже начало начал — аксиомы потеряли свой абсолют, появились иные измерения пространства, параллельные линии стали пересекаться…

Я думаю, Достоевского это пошатнуло. Во всяком случае, Иван Карамазов реагирует на риманову геометрию настолько серьезно, что сомневается в бытии Бога: «если Бог есть»…

И так уже вышло, что при жизни Булгакова, в его зрелые годы стала греметь теория относительности Эйнштейна. Это была сенсация, объединение геометрии с космологией: пространство действительно четырехмерно, параллельные линии должны сходиться не в воображаемом геометрическом, а в действительном Космосе. Для булгаковского поколения Достоевский оказался провидцем и здесь.

И о пристрастии Эйнштейна к Достоевскому было достаточно хорошо известно.

Выходит, люди страдают невинно — то есть не за грехи даже, ибо дети не успели нагрешить . И затем Иван говорит о детях. Такого вопля ужаса, такого обвинения, направленного против Бога и людей, мне кажется, нет в мировой литературе — по крайней мере, обвинения, произнесенного верующим писателем.

Турок, «раздробляющий головку» младенцу; семилетняя девочка, иссеченная розгами; пятилетняя девочка, тельце которой родители «обратили в синяки» и «наконец дошли и до высшей утонченности: в холод, в мороз запирали ее на всю ночь в отхожее место, и… обмазывали ей все лицо ее калом и заставляли ее есть этот кал…».

Усилить обвинение уже невозможно; еще шаг, еще крик — повествование уйдет из литературы в публицистическую проповедь. И конечно же, конечно — как бы ни смотрел сам Достоевский на «Божий мир», в страшных словах литературного героя вопиет душа писателя: «Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей…».



Иван Карамазов в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Другие сочинения по теме:

  1. Иван Бездомный как один из главных героев в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» начинается с того, что председатель МАССОЛИТа Берлиоз доказывает молодому поэту Ивану Бездомному, будто...
  2. Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Булгаков М. А Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В....
  3. Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» «…троичность есть наиболее общая характеристика бытия». П. А. Флоренский «Мастер и Маргарита» — Роман сатирический, роман фантастический, роман философский. Роман...
  4. Мастер в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический «Театральный роман» и роман «Жизнь господина де Мольера», обращался к...
  5. Проблема одиночества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — Родные есть? — Нет никого. Я один в мире. М. Булгаков. Мастер и Маргарита. Роман М. Булгакова «Мастер и...
  6. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»… Эти слова из поэмы Ф. Гете «Фауст»...
  7. САТИРА В РОМАНЕ Г. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» План. I. Сущность приема «романа в романе», значение его для понимания образов. II. Отражение в образах Понтия и Иешуа «вечных»...
  8. Мотив падения в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Как ругаем мы, преподаватели словесности, всевозможные краткие изложения программных произведений русской литературы! Я тоже категорически за прочтение нашими учениками полного,...
  9. Судьба художника и тема искусства в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» встречается множество перекрестных тем. Одна из них — это тема дьявола, с этого, собственно,...
  10. Истинные и мнимые ценности в романе А. М. Булгакова «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» ставит своих героев перед вечными проблемами бытия, заставляя размышлять о смысле и...
  11. Сатирические образы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Человеческая судьба и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск истины, следования высоким идеалам добра и красоты. Их постижение не возможно...
  12. Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных лон. Подернулась...
  13. Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» ПЛАН. I. Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова » Мастер и...
  14. Тема ответственности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова....
  15. Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» на сцене появляется дьявол и его свита. Они являются, по сути, главной силой,...
  16. «Квартирный вопрос» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» К московскому жилищному кризису Булгаков обращался десятки раз. Он написал отдельное эссе «Московские квартиры» и затрагивал эту тему везде, где...
  17. Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мы привыкли связывать сатану со злом. На протяжении жизни нам...
  18. Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Сочинения по литературе: Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать...
  19. Символика лунного света в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, по мнению многих критиков, самое гениальное произведение XX века в русской литературе. Бесконечное множество...
  20. Описание образа Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Борьба добра и зла — центральная тема в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В произведении дни далекого прошлого очень...
« Конспект для 7 класса на тему «Действия с многочленами»
Краткое изложение Хромой бес Лесаж »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения