• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Проблема одиночества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

Проблема одиночества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

— Родные есть? — Нет никого. Я один в мире. М. Булгаков. Мастер и Маргарита. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» называют «вершинным романом русской литературы 20 века».

Это произведение освещает практически все философские проблемы, когда-либо волновавшие человечество и человека. Одним из важнейших вопросов такого рода является проблема одиночества, лейтмотивом проходящая через весь роман. Интересно, что одним из первых героев, с которым мы знакомимся в «Мастере и Маргарите», является поэт Иван Понырев, имеющий псевдоним Бездомный.

Его имя — это не только дань эпохе , но и важный символ. После революции 1917 года люди потеряли свой прежний Дом, свою прежнюю родину, прежних себя самих, а новых найти не сумели. И поэтому — все они чрезвычайно одиноки. Конечно, с философской точки зрения любой человек одинок изначально, по определению.

Каждый несет свой личный крест, каждый совершает свой индивидуальный земной путь от рождения до смерти. Но существуют вещи, которые объединяют людей — любовь, дружба, духовая близость, дом. Всего этого нет у героев Булгакова. Так, все они лишены Дома в старинном смысле этого понятия.

Временное пристанище им ненавистно: Понтий Пилат избегает находиться во внутренних покоях Иродова дворца, Маргарита страдает в своей части шикарного особняка на Арбате. Писательский дом Грибоедова, дом страданий доктора Стравинского, дом тайной службы с непотухающими окнами — все они отрицают изначальный смысл земного человеческого жилья. Мотив бездомности в романе усилен тем, что только «нечеловеческий» Воланд со своей свитой расположился во временной квартире «по-человечески»: он здесь отдыхает, ужинает, лечится, принимает гостей, беседует.

Больше никого мы не видим дома на фоне родных стен, за обычными житейскими, семейными занятиями. Люди живут, подчинившись странному закону бездомности, но развертывают жестокую борьбу за обладание квартирами и комнатами, стремясь заполнить душевную пустоту. Эту особенность отмечает и Воланд, произносящий слова о квартирном вопросе, испортившем людей в новой Москве. Действительно, «эти бедные люди все перепутали», приняв квартирные страсти за строительство Нового Дома. Лишь мастер и Маргарита получают свой вечный дом как вечный покой, оставив навсегда Землю и ее временные пристанища.

Безбытность и бездомность в булгаковском романе всеобъемлющи. Главные события в нем происходят на садовой скамейке, в пустой аллее, в крытой колоннаде «между двумя крыльями дворца», на Лысой горе и Воробьевых горах, но никогда — в доме. Больше того, никто из персонажей романа не связан между собой узами родства, теплых семейных или дружеских отношений. Так, Иешуа не помнит отца, а мастер не помнит даже имени жены (был женат «на этой…

Вареньке, Манечке… нет, Вареньке… еще платье полосатое… музей… впрочем, я не помню»). Между героями не обнаруживаются и социальные отношения, наоборот, подчеркнута их маргинальность, неприкаянность. Левий Матвей, например, иудей, но служит Риму, поэтому он чужой и для своих, и для римлян. Его пограничное положение помогает ему «шагнуть еще дальше» — стать, как и Иешуа, нищим странником. «Оборванный бродяга Левий Матвей», — сказано об этом герое. «Бродягой», «бродячим философом» называют в романе и Иешуа.

Нищий, бездомный, странствующий, не помнящий родства, бессильный спасти себя от расправы, Га-Ноцри похож на миллионы прошедших и идущих по земле людей, лишенных крова, семьи, дела, одиноких, «выброшенных на поверхность». У этого героя нет свиты учеников, он не объявляет себя сыном Бога, оставаясь «подкидышем, сыном неизвестных родителей» и пророком из глухой провинции, осмеянным, презираемым, распятым. Но именно Иешуа был готов помочь таким же, как и он, обрести истинный дом, кров, семью, достоинство и богатство.

Настойчиво, терпеливо, жертвенно нищий философ призывал к главному — к «перемене мысли», которая повлечет за собой перемену жизни, мира. И некоторые из одиноких героев романа в итоге слышат призыв Иешуа и следуют ему. Таков Понтий Пилат, только после смерти, в вечном наказании нашедший себе друга и учителя — Иешуа.

Таков мастер, написавший роман о бродячем философе и во многом похожий на него. Этот герой, как и Га-Ноцри, нищ , одинок , бездомен . Написав роман, мастер отказался от имени, «как и вообще от всего в жизни». Он обрел свой дом лишь после смерти.

Такова и Маргарита, нашедшая свое счастье после отказа от земных благ в замен на истинную любовь.



Проблема одиночества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Другие сочинения по теме:

  1. План к теме: «Вечные» темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Место романа «Мастер и Маргарита» в жизни и творчестве его автора. Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал на протяжении...
  2. Мастер в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический «Театральный роман» и роман «Жизнь господина де Мольера», обращался к...
  3. Образ Понтия Пилата и проблема совести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» по праву считается не только величайшим произведением литературы, но и кладезем удивительных по...
  4. Тема выбора в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из ярчайших произведений. В нем переплелись время настоящее (время написания романа) и...
  5. Новозаветная история в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Честь, совесть и пошлость… Ложь, предательство и чистая невинность… Именно эти понятия занимают все мысли, именно над этим задумываешься, ко...
  6. Судьба художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Рукописи не горят! М. Булгаков План I. Судьба Булгакова как гражданина и писателя. II. Тема судьбы художника в романе «Мастер...
  7. Проблема выбора и личной ответственности в романе «Мастер и Маргарита» Роман » Мастер и Маргарита » по праву считается лучшим произведением Михаила Афанасьевича Булгакова. Бесспорно, это одно из самых интересных...
  8. Истинная и ложная свобода в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Я была, как и ты, свободной, Но я слишком хотела жить. А. Ахматова «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова —...
  9. Вопросы и ответы к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1. В чем заключается смысл эпиграфа к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Эпиграф романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:...
  10. Роль фантастики в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Когда люди совершенно ограблены, Как мы с тобой, они ищут Спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман...
  11. Христианские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Я живу в двадцать первом веке. Однако чем больше я наблюдаю за людьми и законами жизни, тем чаще я замечаю,...
  12. Анализ эпизода допроса Иешуа Га-Ноцри Понтием Пилатом в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» по форме представляет собой роман в романе. Две истории, рассказанные автором, развиваются как бы...
  13. Библейские образы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Библия принадлежит всем, атеистам и Верующим, равно. Это книга человечества. Ф. Достоевский Библия, ее легенды и заповеди на протяжении вот...
  14. Тема выбора в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Сочинение по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» есть одним из ярчайший произведений. В...
  15. Тема любви в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Еще ни одно произведение русской классической литературы не обошлось без того, чтобы так или иначе не освятить бессмертную тему любви....
  16. Сочинение-размышление о романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» — «лебединая песня» М. А. Булгакова. Он дописывался его слабеющей рукой в 1940 году. Тем не...
  17. Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Булгаков М. А Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В....
  18. Борьба добра и зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Добро будет «открываться»...
  19. Временные пространства в романе Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» — произведение, которое изменило мое представление о мире вообще. Жил я себе на планете Земля и...
  20. Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» «…троичность есть наиболее общая характеристика бытия». П. А. Флоренский «Мастер и Маргарита» — Роман сатирический, роман фантастический, роман философский. Роман...
« Изображения человека в экстремальных условиях
Комические писатели: Руби и Бретон де Лос Эррерос »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения