Из красной свитки — в шинель
Одежда в раннем творчестве Н. В. Гоголя
Во время учения в гимназии Гоголь увлекся театром. В жизни подростка появились театральные костюмы и театральная игра… Кроме театра, увлечения чтением и живописью в гимназии стали приходить Гоголю мысли о грядущем поприще.
Хотя поприще поприщем, а молодому человеку хочется не только что-то собою представлять, но и самым наилучшим образом — выглядеть.
«Позволь еще тебя попросить об одном деле: нельзя ли заказать у вас в Петербурге портному самому лучшему фрак для меня? Узнай, что стоит пошитье самое отличное фрака по последней моде. Мне хочется ужасно как, чтобы к последним числам или к первому ноября я уже получил фрак готовый.
Напиши, пожалуйста, какие модные материи у вас на жилеты, на панталоны. Какой-то у вас модный цвет на фраки? Мне очень бы хотелось сделать себе синий с металлическими пуговицами; а черных фраков у меня много, и они мне так надоели, что смотреть на них не хочется», — писал Гоголь в 1827 году (Г.
И. Высоцкому, 26 июня, из Нежина в Петербург).
Один бытовой пример, но он знаменует начало пристального интереса Гоголя к одежде разного рода, стремление наделять ее самыми разнообразными свойствами и теми функциями, которые, кажется, ей и не свойственны. Почему одежда занимает столь важное место в его творчестве?
Сама фамилия писателя, который сказал об одном из своих героев, что тот любил пройтись гоголем, — ведь это не что иное как Роман с некоей лучшей частью самого себя, той частью, по которой, как по одежке, — принимают.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» современника Гоголя — Владимира Даля читаем: «Гоголь м. как название толстоголовых плоских и круглых уток». Второе значение слова гоголь — «щеголь, франт, волокита. Он гоголем ходит, хватом, франтом, самодовольно подняв голову».
И тут же иносказательное значение слова утка: «Утка, франц. лживая газетная статья, обман, колокола льют». Поразительно, в словарной статье как будто дано короткое описание еще одного героя писателя… Хлестакова.
Однако Гоголь и сам любил пройтись гоголем не только по улице, подобно молодому художнику в «Портрете». Вот одно из свидетельств такого рода. «Окончив курс наук, Гоголь прежде всех товарищей своих, кажется, оделся в партикулярное платье. Как теперь вижу его, в светло-коричневом сюртуке, которого полы подбиты были какою-то красною материей в больших клетках. Такая подкладка почиталась тогда nec plus ultra молодого щегольства, и Гоголь, идучи по гимназии, беспрестанно обеими руками, как будто ненарочно, раскидывал полы сюртука, чтобы показать подкладку»
Из красной свитки — в шинель