Из литературы романтизма
Эпоха от первой буржуазной революции во Франции до последних десятилетий XIX столетия — это эпоха разрушения старых феодальных отношений, роста буржуазии и ее полной победы в странах Западной Европы. В этот период в ряде стран Европы развернулось национально-освободительное движение, вместе с тем, начали обостряться противоречия буржуазного общества
В начале XIX столетия еще продолжается борьба буржуазии против феодального дворянства. Мир изменялся на глазах, но далеко не сразу можно было разобраться в сути этих изменений. Люди, воспитанные на произведениях Вольтера и Руссо, не могли не заметить, насколько безмерно далекий новый общественный порядок от того «царства ума», который прорицали писатели XVIII столетия. Реальная действительность, в которой побеждали денежные интересы и утверждалась эгоистическая мораль владельцев, нанесла непоправимый удар по оптимизму просветителей.
Настало разочарование. В европейской литературе конца XVIII — начала XIX столетий зазвучали трагические ноты, мотивы расхождения с окружающей средой. Формировалось новое направление — романтизм. Литература романтизма в целом выражала неудовольствие результатами революции.
Но это неудовольствие имело разный характер.
У романтиков Были неодинаковые философские и политические взгляды, эстетичные вкусы. По-разному они оценивали место человека в мире. Романтики отыскивали свой идеал за пределами буржуазной цивилизации. их вдохновляла борьба, кипение страстей. им нравился активный герой. Он выразительно контрастировал с миром людей, которые жили мелкими ограниченными интересами. Это Каин у Байрона, Прометей у Шелли, Гражина у Мицкевича, Гаявата у Лонгфелло или художник-энтузиаст у Гофмана.
Писатели, которые не воспринимали результатов французской революции, нередко идеализировали патриархальный мир, который им казался царством добра. Поэтизируя прошлое, они обращались к старинным легендам, собирали и публиковали народные сказки и народные песни. Были и такие романтические произведения, в которых на первый план выступали мистические, религиозные мотивы. Тем не менее, низменность прогрессивных и реакционных романтиков не передает всей сложности идеологии и искусства той эпохи. Во-первых, в творчестве многих романтиков противоречиво объединяются консервативные суждения с глубокими прозрениями.
Во-вторых, художественные произведения, которые пишет выдающийся художник, всегда более богаты и значимей отдельных суждений, которые писатель высказывает относительно того или иного вопроса. Значительным был взнос романтизма в художественную казну человечества.
Литература XVIII столетия на Западе достигла больших успехов в развитии реализма. На первый взгляд может сложиться впечатление, что романтики резко прервали его развитие, ведь они открыто объявили, что окружающая их жизненная проза вообще не достойна поэтического изображения. И своих необыкновенных героев в особых обстоятельствах они создавали контрастирующими с действительностью, которой они пренебрегали. Но романтики не убегали от жизни.
Романтизм был лишь новой формой художественного освоения жизни. Вдруг оказалось, что человек зависит от вещей , от денег. Юридически он свободен, но реально зависит от того, в чьих руках «металл с желтыми глазами» — золото. Осуществляется отчуждение человека. Рабочий создает вещи, но они ему не принадлежат.
Даже чиновник лишь пешка в большой игре.
И когда Гофман пишет фантастическую историю о Цахесе, который владеет тремя золотыми волосами, он не только не отходит от жизни, а наоборот, активно изображает суть новых отношений между людьми. Это очень опасно, когда все хорошее, сделанное другими, приписывается Цахесу, а за все нехорошее, что он делает сам, отвечают те, которые его окружают. Но такое страшное явление писатель подсмотрел в жизни.
Особенностью романтического искусства является преимущество в нем субъективно-лирического момента. Изображение переживаний героя, отношение героя к жизни для романтика важнее изображения самой жизни. Из всех искусств романтики отдавали должное, прежде всего, музыканту, так как в мире ее звуков полнее и многограннее, по их мнению, находил проявление внутренний мир человека.
Выдающийся прозаик Гофман сам был композитором.
Из литературы романтизма