Изложение сюжета романа Германа Казака «Город по ту сторону потока»
Так, в романе Германа Казака (1896-1966) «Город по ту сторону потока» (1947) изображено царство мертвых, уподобленное фашистскому государству. Город одновременно похож и на ад, и на концентрационный лагерь, и на оккупированную местность. Здесь, как в гитлеровском рейхе, господствует бесчеловечная тоталитарная власть, сосуществуют хаос и жесткая регламентация. Все в этом городе зыбко, нереально, дома кажутся декорациями, люди — призраками. При этом повсюду на улицах — надписи и стрелки, безоговорочно предписывающие те или иные действия. Сон и пробуждение, работа и прием пищи — все совершается по звонку в одно и то же время, едят все вместе за длинными столами из грубых мисок, вкус блюд неразличим. Действует карточная система — существуют карточки на еду, жилье, на право покупок. Город находится под землей, в нем два яруса. В верхнем люди еще сохраняют черты живого облика, помнят о земных интересах и даже питают иллюзорные надежды осуществить здесь то, что они не успели сделать на земле. В нижнем ярусе всякие иллюзии исчезают, все индивидуальное уничтожается, всякая форма теряет границы, растворяясь во тьме всеобщего Ничто.
Герой романа Роберт Линдхоф, приглашенный в этот город на должность архивариуса и летописца, пытается восстать против всевластия смерти. Но его попытка безрезультатна. Все и вся неумолимо превращается в ничто, поскольку «опустел мир мыслей и образов, пресытились и опустошились сердца и умы».
Герману Казаку, как и ряду других западногерманских писателей (Элизабет Ланггессер, Эриху Носсаку), фашизм — эта крайняя фарма буржуазной реакции-представлялся чем-то внеклассовым, потому что чудовищная бесчеловечность фашизма не укладывалась пи в какие известные или мыслимые социально-политические формы существования. Но уже в 1947 г. в Западной Германии было создано объединение писателей, видевших свою задачу в осмыслении реальных социально-исторических итогов и перспектив, — «Группа 47». Все они прошли через войну и с неприкрытой правдивостью стали рассказывать о пережитом и увиденном, о насилиях, крови, разрухе, голоде. Они разоблачали ложь нацистов, дегероизировали войну, говорили о вине немцев, о тупике, в котором оказалась Германия. С большой силой изображали они тот хаос распада и смерти, в который нацисты ввергли Германию. В их творчестве ясно обозначилась тема ответственности простых немцев перед человечеством.
Изложение сюжета романа Германа Казака «Город по ту сторону потока»