Изложение творчества немецкого поэта Гельдерлина
В творчестве немецкого поэта Гельдерлина связь с идеями Французской революции прямая и наглядная. Он восторженно славил ее в своих гимнах, уверенный, что она несет свободу всему человечеству;
Торжествуйте, радостные музы! Он искуплен, древний наш позор. Час настал!
Лежат во прахе узы, Вынесен гордыне приговор!
Подобно Шиллеру, Гельдерлин мечтал о свободном братстве людей, в котором не будет ничьего произвола, никаких законов, в чем бы то ни было ограничивающих человека, кроме законов природы, и никакой силы, повелевающей народами, кроме силы любви. Поэт верил, что дни счастливого братства уже наступают:
И союзом братьев миллионным Вновь любви дано повелевать, Чтоб сердцам, свободой окрыленным, Вечно для отечества пылать. Жизнь в величье царственном отбросит Низменных стремлений суету. Время братства людям в дар приносит Совершенство, мир и красоту. Перевод Л. Гинзбурга
В дни Французской революции поэт ждал, что и у его соотечественников «жаром пламени святого вспыхнет кровь» и что они тоже повергнут в прах «тиранов, правящих доселе». Когда же стало ясно, что эти надежды преждевременны и что пока набирает силу власть золота, Гельдерлин не разочаровался в своих идеалах, а продолжал верить в их осуществление в будущем. Сын пастора, он получил богословское образование, но отказался от церковной карьеры, вел скудную скитальческую жизнь домашнего учителя и писал лирико-философские, героические по духу произведения, стремясь приблизить обновление мира. Он рано окончил творческий путь: не в силах смириться с затхлой атмосферой тогдашней Германии, душевно заболел и уже не мог творить.
И свободолюбивые идеалы, и горечь осознания их неосуществимости в современной ему Германии Гельдерлин выразил в романе «Гиперион» и в трагедии «Смерть Эмпедокла» .
Иенские романтики тоже приветствовали Французскую революцию, но только ее первые шаги, вскоре же их интересы ушли в сторону разработки эстетических принципов нового литературного движения. Под воздействием Фридриха Шеллинга, утверждавшего единство духа и природы, они провозгласили романтическую идею «творимой жизни», которая и есть сама поэзия, — идея, близкая и Гельдерлину. Они выступали против всякой четко очерченной формы, всякой определенности, в том числе и определенности в характеристике персонажа.
Они увлекались теорией «прогрессивно-универсальной» поэзии — «универсальной» потому, что она должна охватывать все вещи, явления, пространства, времена, «прогрессивной» же потому, что она должна быть свободной от правил и постоянно менять свой облик.
Изложение творчества немецкого поэта Гельдерлина