Изображение Гоголем Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба»
В изображении Гоголя Запорожская Сечь, в свою очередь, не отделена от всего украинского народа. Запорожские казаки живут мыслями и желаниями всего народа. Они выступают зачинателями освободительной борьбы, В своих свободолюбивых стремлениях, в своем желании служить родной стране герои эпопеи выражают черты и качества народного характера. Преданность родине, горячие патриотические чувства формируют тот высокий строй души, которым отмечены и Тарас, и Остап, и многие их сподвижники.
Патриотические стремления героев предстают у Гоголя и глубоко поэтическом выражении; идеи гражданского долга проникают в самую душу, сердце героев. Беззаветно борясь за свободу отчизны, герои эпопеи проникнуты общей мыслью и чувством. Пафос освободительной борьбы рождает сильных и смелых героев, могучие характеры, Любовь К родине для них выше мелких, эгоистических желаний и побуждений. Великодушное, народное дело — главное для героев «Тараса Бульбы». Ему они посвящают свою жизнь. И именно потому, что большие, благородные цели являются основным содержанием их жизни, им чужды рабская привязанность к богатству, узкое корыстолюбие.
Военое содружество включает в себя непреклонную верное и, своему долгу, беззаветную самоотверженность в борьбе за счастье родины. Центральное звено гоголевской эпопеи — изображение Героики, В мировой литературе можно указать немного произведений, которые бы с такой громадной силой запечатлевали величие героического духа парода. Характерную особенность обрисовки событий и людей в эпопее составляет то, что высокие порывы, героические, дела не являются в ней уделом лишь отдельных избранных личностей. Рядом с центральными, героями Тарасом, Остапом — Гоголь рисует других смелых, бесстрашных рыцарей, совершающих замечательные подвиги. Между этими действующими лицами и главными героями нет принципиальной разницы, Демид Попович, Мосий Шило, Бовдюг, Кукубенко и другие в своем мужестве не ниже Тараса и Остапа.
В описании сражений под Дубио эти эпизодические действующие лица даже выдвинуты на первый план. Впервой битве с самого начала ее выделяется Демид Попович. «Все сбились II кучу, и каждому привел случай показать себя. Демид Попович трек заколол простых и двух лучших шляхтичей сбил с копей…» Автор затем рассказывает о гибели доброго казака Кобиты, после чего дана картина геройских подвигов Кукубенко. Затем показана гибель Бородатого, польстившегося на дорогие доспехи польского шляхтича, и лишь вслед за этим развернуто описание героизма Остапа и военной хитрости Тараса Бульбы. А заканчивается эта батальная сцена следующими словами: «Многие показали себя: Метелиця, Шило, оба Пысаренки, Вовтузенко, и не мало было всяких других».
Рассказывая о разделении казацкого войска на два отряда, Гоголь замечает: «Не мало было также сильно и сильно добрых Козаков между теми, которые захотели остаться: куренные Демытрович, Кукубенко, Вертыхвист, Балабан, Бульбенко Остап. Потом много было еще других именитых и дюжих козаков. Вовтузенко, Черевыченко, Степан Гуска, Охрим Гуска, Мыкола Густый, Задорожный, Метелиця, Иван Закрутыгуба, Мосий Шило, Дегтяренко, Сыдоренко, Писаренко, потом другой Писаренко, потом еще Писаренко, и других добрых козаков».
В описаниях второй битвы под Дубно вначале речь идет о Мосий Шило, о его мужестве и доблести в прошлом, о его героизме в теперешнем сражении с поляками; на смену Шило, павшему в бою, приходят другие герои — Кукубенко, Степан Гуска, Метелиця, Бовдюг. Тарас Буль-ба активно направляет ход сражения, вдохновляя своих друзей и соратников. Заключительная часть десятой главы посвящена снова мужеству и бесстрашию Тараса и Остапа. Такое соотношение главных и второстепенных героев, последовательно проведенное писателем, подчеркивает народный характер героики.
Рисуя в «Тарасе Бульбе» жизнь, нравы, этические нормы Запорожской Сечи в, Гоголь нисколько не принижает своих основных героев. Напротив, тесная связь с народным движением, патриотические стремления и придают герою подлинную силу. Отдельная личность становится значительной и богатой по внутреннему содержанию в меру своего соприкосновения с общим, «великодушным» делом.
На основе раскрытия большой общественной темы Гоголь создал сильные и разносторонние характеры, резко отличающиеся от показанных им в «Старосветских помещиках», в повести о ссоре. Если поместная «идиллия» тесно сливалась с угасанием человека, то служение великому делу обозначало расцвет человеческой личности. В то время как в повести о ссоре перед читателем предстают люди, которыми владеют мелкие, низменные чувства, в «Тарасе Бульбе» выступают люди больших страстей, высоких патриотических стремлений.
Вместе с тем реалистическое изображение жизни в «Тарасе Бульбе» имеет иной характер, чем в других повестях «Миргорода». Способ обрисовки действующих лиц в гоголевской эпопее существенно отличается от того раскрытия образов, которое мы видим в «Старосветских помещиках» и в повести о ссоре. Формирование характера Тараса Бульбы обусловлено всей сложной обстановкой, в которой жило казачество, теми крупными событиями, свидетелем и участником которых он был. В атмосфере непрерывных опасностей, постоянной борьбы с врагами родной земли сложился характер гоголевского героя. Широкая и кипучая жизнь породила и взрастила его. Писатель рисует Тараса Бульбу как живое воплощение типических черт казачества, «широкой замашки русской природы». Он был «один из тех характеров», которые сложились «на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете».
Изображение Гоголем Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба»