Изображение гуманизма в творчестве Н. Бажана
Как и каждое великое литературное явление, поэзия Николая Бажана органически связана со своей эпохой. А это эпоха, которая возвращает человека к человечным чувствам, к любви к ближнему, к любви к родной Родине. И это отображается в творчестве поэта, органически вплетается в бессмертные строки стихов талантливого автора.
Николай Бажан выступает не только как один из ярчайших представителей старшего поколения украинских поэтов, он высоко держит флаг благородства и самоотверженности этого поколения, его творческого беспокойства, объединенное с неизменным чувством гражданской ответственности перед современным и будущим. Вспомним неповторимые строки таких произведений поэта, как «Клятва», «Полет сквозь бурю». В них глубокое уважение автора к человеку, к его патриотизму, который помогает преодолеть все препятствия, к его гуманизму, что является стимулом к жизни, жизни, за которую со временем не должно стать стыдно, так как жизнь человеку «дается только раз», как писал Н. Островский.
Вся жизнь человека — это полет сквозь бурю, это борьба веры с подозрением, искренности с жестокостью, это высокое окрыление духа, сила убеждений, которые ничто не может сломать. Каждый человек делает свой символический прыжок, вступая в поединок с обстоятельствами, и лишь от него зависит, победит он или нет. В поэме «Полет сквозь бурю» молодая девушка Оксана сделала свой прыжок, прыжок символический и буквальный, сумела выйти победителем, так как вся ее недлинная жизнь — это порывание к гуманизму, к человечности, к тому, чтобы с достоинством нести почетное имя — Человек.
История жизни Оксаны убеждает нас, что ее полет сквозь бурю сделал из нее человека, который жил тем, чем жили его современники — «доброй жадностью к работе», «общей радостью». Даже та трагедия, которая случилась с девушкой — безосновательный арест и ссылка отца и матери, недоверие к ней самой — не сломила ее. Наоборот, эта трагедия закалила характер Оксаны, вызвала искреннее желание бороться против всего, что становится помехой всему доброму, что наполняет бытие человека.
Слова отца, с которыми он обращается к своей жене, пронесла семнадцатилетняя девушка через всю свою недолгую жизнь: «Что бы не произошло, не покачнись, не потеряй своей веры…». Нет, не потеряла Оксана веры в человека; все ее поступки пронизаны любовью к человеку, к Родине, пронизаны гуманизмом: «…и я не упала, и вынесла оттуда нетронутую кладь надежд и чувств…». Девушка твердо верит, что добра в мире значительно больше, чем зла. Встречались ей черствые душой и равнодушные люди, но были и другие:
В памяти я сохраню навек И учительницы внимательность осторожную, И с другом отца беседу мятущуюся…
Оксана знает, что человечных, настоящих людей — большинство, и за ними будущее. Поэтому все ее мысли, все ее предположения направлены на то, чтобы не потерять доверия тех, кого она любит. Она пойдет с ними до конца:
И вместе с ними я пойду к краю, И вместе с ними смерю путь этот, Не прерву, не предам, не сломаю Путь моих родителей, путь моих детей.
В этом и показывается вся Оксана, вся ее человечность, весь ее патриотизм, весь ее гуманизм. Поэтому даже после тифа собирается она, еще слабая, туда, где ждут ее друзья, так как:
Там моя обязанность, И труд мой, и судьба.
Оксана доверяет людям, но встречаются ей и такие, как Иван Фомич или Марийка. Иван Фомич разрушил ее семью, запятнал родителей, а теперь нацелился на нее. Но чувства Оксаны не омрачены слепой ненавистью и злостью, как у Марийки, дочурки актера, которая в своей жесткой ненависти доходит до крайностей. Она ждет фашистов, будто освободителей и друзей, которые помогут свести счеты с родным народом, то есть готова предать Отчизну.
А что же Иван Фомич? Несчастье, трагедия его в том, что он, твердо убежденный в правильности собственной жизненной позиции, не знает ни нерешительности, ни сомнений, ни сожаления. Оксана это хорошо понимает, а потому не ненавидит, а лишь пренебрегает им.
К презрению подмешивается еще и досадное, горькое сочувствие к человеку, который не сознает, что собственными руками разрушил в себе веру в человека. В сравнении с Иваном Фомичем Оксана крепче стоит на земле, мыслит перспективнее и духовно более зрелая. При всех личных невзгодах, которые пришлось ей пережить, самой страшной бедой для девушки становится угроза не быть вместе со всеми в дни всенародного горя.
Оксана наглядно убедилась, какая это большая непреодолимая сила — единство людей-единомышленников, и это еще больше укрепляло в ней ощущение собственной причастности к судьбе своего народа. В финале Оксана, спускаясь на парашюте во вражеский тыл, чувствовала себя чрезвычайно сильной и счастливой, так как над раскинутыми ямами мира «ее держат и оберегают, заботливые ладони… народа»:
Я сила, Я частица жизни неотделимая… Я буду жить! Земля! Народ мой!
Люди!
Тот незаметный огонек, который в тяжелейшие минуты горит в сердце еще совсем юной Оксаны, является огнем души ее народа. Такой же мотив звучит и в стихотворении Н. Бажана «Клятва»: единство людей, которые поднялись на борьбу с «фашистскими палачами»: «У нас клятва единая и воля единая. Единый у нас клич и порыв… Идет Родина, Родина свободная и единая…» в тот мир, где люди любят друг друга, где все их поступки пронизаны человечностью и гуманизмом. Об этом мечтал Н. Бажан, это мы читаем в его стихах и поэмах.
Позиция Н. Бажана, выдающегося деятеля культуры, неизменно, верно служить своему народу, своей Отчизне.
Изображение гуманизма в творчестве Н. Бажана