Изображение природы автором «Слова о полке Игоревым»
В привлечении русской природы как действующего лица автор «Слова» проявил себя как исключительно наблюдательный знаток природы. Вот чему в самой русской природе можно найти довольно точный комментарий многих непонятных написаний «Слова». Внимательный наблюдатель природы, автор «Слова» с точностью и правдивостью передает, например, описание берегов Донце как «серебряных». Действительно, Донец несет в своих водах много мела. Летом, когда берега Донца мелеют, отложение этого мела отмелях и селезенках блестят, как серебряные.
Наблюдательность автора «Слова» особенно ярко проявляется в описании бегства Игоря из плена. Игорь хвалит Донец за то, что тот сторожил его. Действительно, Игорю приходилось бежать, главным образом, ночью, а днем прятаться в густых зарослях степных год. О погоне предупреждали чувствительные к приближения человека гоголи, чайки. По их поведению Игорь мог судить о том, или все вокруг спокойно. Знание степной природы обозначается и там, где автор «Слова» говорит, что дятлы своим стуком указывали Игорю путь к реке. Степную реку, которая запряталась в глубоком доле, издали не видно, не видно и деревьев, которые растут в степи только по берегам, но на присутствие деревьев, а Игорю указывал далеко слышный в степи клекот дятлов. Хотя природа занимает исключительное место в «Слове о полке Игоревом», в поэме нет пейзажа самого по себе. Природа воспринимается автором «Слова» только в ее изменениях, она введена в событии, принимает участие в них, то замедляя, то ускоряя их ход. Она активная, и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами. Природа сочувствует русским, старается предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена; он ищет сочувствия и помощи Ярославна.
Когда Игорь тронулся в свой несчастливый поход, свет солнца померк; ночь, «протяжная грозой», старается остановить Игоря на его губительном пути. Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русичей. Вместе с половцами надвигаются от моря на войско синие тучи. Битва с половцами переносится и в природу, приобретает силы зла с силой добра во всей природе. Трава и деревья меняются на поражение русских: трава никнет, дерева под горя склоняются к земле или роняют листву. Между природой и человеком стираются границы. Люди постоянно сравниваются с птицами и зверьми: с турами, соколами, воронами. Игорь вступает в разговор с Донцом и получает от него помощь. Ярославна ищет сочувствие и помощи в ветре, солнца и Днепра.
Союз природы и человека — союз поэтический. Природа для автора «Слова» — резервуар поэтических средств, что предоставляет особенно сильного поэтического звучания его действия. В «Слове» природа изображается в большой перспективе. В действие «Слова» введены огромные географические пространства. Чем более широкие пространства, тем большее могущество героев «Слова». Масштабы битвы русских с половцами охватывают всю степь благодаря слиянию природы с действиями людей:
Перед битвой с половцами кровавые звезды свет поведают, черные тучи из моря идут. Быть грома большому, идти дождя стрелами из Дона большого. Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется.
Рассказывая о походе русского войска, автор «Слова» преисполнен скорби. Чувство автора «Слова о полке Игоревом» такое большое, его понимание чужого горя и чужой радости такое острое, который ему кажется, будто этими же чувствами, этими же переживаниями наделенное и все окружающее. Животных, дерева, травы, цветы, вся природа щедро наделенные им способностью различать добро и зло, сочувствовать первому и ненавидеть второе, они предупреждают русских о несчастье, переживают с ними горе и радость. Это слияние автора и природы усиливает значимость и драматизм того, что происходит. Чувство автора, которые находят отклик в природе.
Автор «Слова» с исключительным вниманием проникает в душевные переживания своих героев. Во всей сложности представленных противоречивых чувствах Святослава Всеволодовича, князя киевского, при вести о поражении. Он любит их и упрекает за безрассудный замысел похода на половцев без договора с другими русскими князьями:
«Что же пробили вы моей серебряной седине?»
Автор «Слова» сочувственно понимает преимущество смерти над пленом, высказанную Игорем в начале похода. Он с чрезвычайной человечностью говорит о смерти на поле битвы на кровавой траве:
Не было я им его братьев, в одиночестве уронил он свою жемчужную душу.
Человечность «Слова» оказывается разнообразно и сильно. Она обозначается и в характеристиках действующих лиц — выразительных, кратких и удивительно точных. Эта необыкновенная чуткость автора «Слова» к человеческому страданию, его большое и умное сердце не могли не привлечь его к народному горю — к русскому населению. Благодаря этому «Слово» живое и для грядущих поколений, продолжает волновать нас до сих пор.
Изображение природы автором «Слова о полке Игоревым»