Изображение величия и красоты казацкой победы в творчестве Т. Шевченко
Ученическое произведение как истинный патриот, Шевченко, бросая взгляд в прошлое украинского народа, обращался к героической истории своих предков.
В прошлом его увлекала прежде всего борьба за свободу, казацкая отвага. Героями его произведений становятся Тарас Трясило, Иван Подкова, Гамалия. В поэме «Гамалия» Шевченко рассказывает о походе запорожских казаков в Турцию. Начинается поэма песней-плачем запорожцев, страдающих в турецкой неволе.
Обращаясь к ветру, к морю, посылая просьбы к братьям-запорожцам, невольники надеются, что их слова долетят до Великого Луга и товарищи придут их вызволять. Плач невольников донесся к родной земле. И тогда Казаки запели в ответ: «Едем резать, Братьев освобождать».
Нелегким был путь смельчаков, «море ветер слышит» и так расходилось, что у казаков «сердце млеет». Но их ничто не пугает, потому что они едут «братьев вызволять». Бой между славными героями и «басурманами» изображен в романтическом ключе: ревут, свирепствуют «гвардейцы» султана — янычары, скрежещут зубами, жгут из пушек.
Но ничто не поможет палачам. Сабли казачества и «покатились янычары». Мужественный и преданный казацкий предводитель Гамалия разорвал оковы, выпустил братьев из неволи. И начался «пир казачий».
Гнев борцов такой большой, что даже «через базары кровь течет», а вся Византия «на ножах немеет». Запорожцы разрушили даже сами стены турецкой крепости, сожгли вражеский флот. Такой была плата за сотни сожженных украинских сел, за тысячи взятых в плен, за кровь и муки в неволе. Вот почему защитников и освободителей народных огонь не берет.
Они не ходят по городу, а летают.
Т. Шевченко показывает восставший народ, «общество в серых халатах», который творит настоящую историю. В основу поэмы положены исторические события. Изображены здесь и исторические лица — Гонта и Железняк. Казацкие вожаки воплощение свободолюбия, оптимизма народа. Они непримиримы в стремлении наказать господ за причиненные крестьянам несчастья.
Как широко стремление к свободе охватило массы, видно, например, из того, что во время восстания в селах остались «Дети и собаки — Женщины даже с ухватами ушли в гайдамаки». Поэма «Гайдамаки» Шевченко хоть и о прошлом, но все же являлась актуальной для времени, когда жил поэт. Она призывала трудящихся не забывать героических предков — свободолюбивых казаков и быть достойными их славы и доблести.
Поэту больно видеть, что где делась воля, о которой сейчас только кобзари поют: «Была когда-то, господствовали, Да больше не будем! Только славы казачества Вовек не забудем!».
Воспевая величие и красоту мужественных героев, Т. Шевченко выразил уверенность, что придет время, когда украинский народ вспомнит своих свободолюбивых предков и будет достойным их славы.
Вспоминая о славе отважных казаков, Шевченко стремился пробудить в угнетенном украинском народе чувство национального сознания и поднять его на борьбу против гнета царизма. Именно этим великий Кобзарь, певец трагической и вместе с тем всепобеждающей судьбы, дорог нам, потомкам, безгранично. Читая произведения Т. Шевченко, мы видим не только поэта-гражданина, который рассказывает нам об истории борьбы Украины и ее славное казачество, но и открываем для себя художника, который красками-словами рисует нам героев. Поэтому встречаем в стихах постоянные эпитеты: «красные скины», «казацкая слава», «сизокрылый».
Это о казацкой доблести, организованности и умении вести бой с противником рассказывают нам сравнения «казаки, как облака, ляхов обступили». А сочетанием инверсии, возражения и гиперболы в поэме «Тарасова ночь» художник дает нам возможность представить сложную ситуацию боя, увидеть и почувствовать: «Уже не три дня, не три ночи бьется господин Трясило, От Лимана до Трубайла трупом поле крылось»
Использованными художественными средствами писатель возвращает нас к народному источнику творчества — думам. Герои Шевченко поют, действуют, живут и вызывают восхищение у нас, читателей, своей вечной красотой и неповторимостью.
Изображение величия и красоты казацкой победы в творчестве Т. Шевченко